Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная ситуация развития общества и исследования в области педагогики и профессионального образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого фундамента образования, который позволит ему стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознано определив наиболее актуальные приоритеты. Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором – предварительного самоопределения в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей профессиональной деятельности. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. В условиях сельской школы организация профильного обучения и предпрофильной подготовки, несомненно, имеет специфические особенности. Связаны они, прежде всего, со следующими моментами: территориальной разбросанностью образовательных учреждений, удаленностью их друг от друга; отсутствием в районе учебных образовательных учреждений профильной направленности, училищ, техникумов; особыми социально-экономическими условиями. Практика свидетельствует, что уже на этапе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов явно обозначилась негативная тенденция: психологическая неподготовленность старшеклассников к осознанному самостоятельному выбору дальнейшей образовательной траектории. Эта проблема актуализируется для учащихся сельской школы. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в основной школе сможет обеспечить формирование мотивационно-потребностной сферы, выявить интересы, склонности и способности учащихся, в результате чего, может способствовать принятию оптимального решения в отношении своей будущей профессиональной деятельности. Тем самым подготовить учащихся к профессиональному старту. Под готовностью старшеклассников к профессиональному старту мы понимаем комплексное новообразование, представленное совокупностью личностных и профессионально значимых качеств и проявляющееся в способности определить для себя личностный смысл получения образования, в наличии ориентированности на углубленное изучение профильных предметов, в приобретении первичного опыта профильно-ориентированной деятельности. В способности мобилизации собственного потенциала для принятия решения о выборе стратегии построения собственного профессионального будущего. Можно выделить два основных направления психолого-педагогического сопровождения: информационно-просветительское, направленное на развитие профессиональной ориентации учащихся; диагностикое, направленное на выявление способностей, особенностей характера и ценностных ориентаций учащихся. В педагогической литературе встречаются различные определения сущности профессиональной ориентации. Она нередко понимается как ознакомление учащихся со всеми возможными профессиями, побуждение профессиональных интересов и их формирование. Практика убеждает, что невозможна целенаправленная ориентация на те или иные профессии путем лишь ознакомления с ними и привития соответствующих интересов. Замечено, что молодежь может знать хорошо ряд профессий, ко многим испытывать склонности, но не всегда в состоянии выбрать подходящую для себя. Выбор – сложное психическое действие. Оно особенно осложняется тем, что нужно выбирать безошибочно, с перспективой, с предусмотрением возможных последствий выбора. Изучение профессиональной действительности и самопознания – основа правильного выбора будущей работы. Чтобы учащиеся приняли обоснованные решения в конкретной ситуации, им необходимо помочь в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. В первую очередь эта помощь должна прийти со стороны педагогов. В МОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа» проектирование образовательного процесса происходит таким образом, чтобы в центре его внимания было формирование профессиональной направленности учащихся, их способности к сознательному выбору профессиональной деятельности и оказание помощи в самоопределении при выборе. Особенно важен период предпрофильной подготовки, который необходимо начинать уже с 8 класса, так как учебные и познавательные интересы подростков неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием. У школьников происходит переход от этапа первичного выбора к профессиональному самоопределению. Он должен сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, взять на себя ответственность за этот выбор, понять готов ли он к намеченной специальности и оценить с этих позиций все школьные дисциплины. Организация психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся проходила в несколько этапов. Вначале были получены сведения о предпочтениях школьников к той или иной профессии. С этой целью им было предложено проранжировать сорок наиболее распространенных профессий. Таблице 1 иллюстрирует фрагмент этого ранжирования. Таблица 1. Наиболее значимые профессии для учащихся
| 8-е классы
| 9-е классы
| 10 класс
| Девочки
| Юристконсульт, учитель
| Преподаватель в системе специального образования, повар, программист
| Оператор ЭВМ
| Мальчики
| Механик, водитель автомобиля, слесарь-механик
| Программист, водитель автомобиля
| Программист, экономист
| Как видно из таблицы, среди мальчиков восьмых–девятых классов в ранге наиболее значимых преобладают рабочие профессии, востребованные на селе. А вот среди учащихся 10 класса лидируют профессии, далекие от профессий, востребованных на селе («программист», «экономист»). Следует обратить внимание на тот факт, что учащиеся 8-9 классов, которые хотят посвятить себя рабочим профессиям, как правило, не продолжают учебу в десятом классе. Для приобретения выделенных профессий девочками, им требуется, прежде всего, окончание средней школы. Об этом говорит и статистика выпускников Сосновской школы. Таблица 2. Статистика выпускников школы по годам
| 2003-2004 уч. год, количество учащихся
| 2004-2005 уч. год, количество учащихся
| Девочки
| 10
| 11
| Мальчики
| 8
| 2
| Следующим этапом психолого-педагогического сопровождения явилось выявления того факта, какие профессии хотят получить выпускники Сосновской школы и какие ценности выбранной профессии наиболее значимы для них. Проводя анкетирование, получили: 20% учащихся хотят стать программистами или оператора ЭВМ, 15% – ориентированы на юридические профессии, а вот дизайнерами и экономистами хотят стать 12% девочек и мальчиков. Среди учащихся 8-9 классов востребованы такие рабочие профессии, как водитель автомобиля, автомеханик, слесарь, электромонтер, машинист крана. Эти результаты коррелируют с ранее установленными фактами. Выбор профессий, связанных с информационными технологиями, большим количеством учащихся сельской школы, свидетельствует о влиянии на них не только местных социально-экономических условий. Несомненно, многие учащиеся переоценивают свои возможности и способности, недопонимая значимость и предъявляемые требования к профессиям из области информационных технологий. А такая профессия как "программист" требует развитости логического мышления и алгоритмических навыков, нежели умения пользоваться компьютером. Имеет место завышенная самооценка учащихся. Очень важным моментом в выборе будущей профессии отводится источнику информации о ней. Таблица 3 иллюстрирует эту ситуацию. Таблица 3. Источники информации о будущей профессии Классы
| Источники информации
| Друзья, знакомые
| Родители, родственники
| Педагоги
| Книги, СМИ
| 8-10
| 31 %
| 65 %
| 22 %
| 10 %
| Анализируя полученные данные видим, что учащиеся в большей степени прислушиваются к мнению своих родителей, так как, особенно, в возрасте 14-16 лет они являются авторитетами и советчиками для своих детей. Учащиеся данной школы не являются исключением. Среди учащихся 8-10 классов 12 % асоциальных семей. Далее выяснялось, какие ценности выбранной профессии важны для нынешних сельских школьников (см. таблицу 4). Таблица 4. Ценностные характеристики профессии Ценностные характеристики
| % учащихся
| Благосостояние. Высоко оплачиваемая работа.
| 73
| Престиж профессии.
| 51
| Хорошие взаимоотношения в коллективе, понимающий руководитель.
| 40
| Собственная значимость в профессии.
| 34
| Удовлетворенность от собственной деятельности. Проявление своего таланта.
| 33
| Самосовершенствование.
| 19
| Умение контактировать с людьми.
| 15
| Месторасположение работы.
| 14
| Социальное обеспечение, привилегии, льготы.
| 12
| Проявлени...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1313
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|