Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Урок Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки


Автор(ы): Пшенникова Татьяна Михайловна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
образовательная
- выявить особенности строения пиявок, связанные с образом жизни;
развивающая
- развивать навыки исследовательской работы;
- развивать навыки групповой работы;
воспитывающая
- воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
Оборудование: мультимедийный проектор, видеодвойка, живые объекты (пиявка, дождевой червь), карточки-приложения.

Ход урока

1. Вступление

  • Постановка проблемы.
“Несмотря на кажущуюся примитивность, она, в отличие от других кровососов, очень щепетильна к выбору места, к которому будет присасываться. Ее привлекает кожа, не имеющая посторонних запахов, на которой оно выбирает самый теплый участок, наиболее богатый кровью. По мере насыщения она увеличивается в размерах, потому что выпивает в 5 раз больше своего веса и одновременно вбрасывает в кровоток целительную слюну”.
О каком животном идет речь?
  • Тема: “Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки” (формулируется совместно с учениками, высвечивается на экране) (Приложение)
  • Цель: выявить особенности строения пиявок, связанные с образом жизни
(формулируется совместно с учениками, высвечивается на экране). (Приложение)

2. Повторение пройденного материала.

  • Фотогалерея
Вспомните “близких родственников” пиявок. К какому типу они принадлежат? (тип Кольчатые черви). (Приложение)
  • Признаки кольчатых червей
Пользуясь инструктивной картой, назовите признаки кольчатых червей.
(По мере выполнения и обсуждения признаки высвечиваются на экране) (Приложение)
Карточка 1.

Выберите верный вариант:
1. А. Тело разделено на сегменты.
Б. Тело вытянутое, не разделенное на сегменты.
2. А. Большинство червей имеют выросты тела – параподии.
Б. Тело не имеет выростов
3. А. Не имеют полости тела, между органами – паренхима.
Б. Имеют первичную и вторичную полости тела.
4. А. Кожно-мускульный мешок состоит из кольцевой и продольной мускулатуры.
Б. Кожно-мускульный мешок состоит только из продольной мускулатуры.
5. А. Нервная система представлена отдельными нервными клетками, связанными между собой.
Б. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.
6. А. Кровеносная система незамкнутая.
Б. Кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов.
7. А. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела или через жабры.
Б. Кислород поступает через легкие.
8. А. Пищеварительная система замкнутая.
Б. Пищеварительная система сквозная.
9. А. Выделительная система представлена почками.
Б. Выделительная система представлена метанефридиями.

3. Лабораторная работа

Работа проводится в 3-х группах – лабораториях, имеющих разные источники информации:
1 группа – информация на компьютере;
2 группа – печатные учебные пособия;
3 группа – видеофрагмент.
Карточка 2.
Лабораторная работа “Особенности строения пиявок”.

Цель:
доказать, что пиявки относятся к типу Кольчатые черви.
Оборудование: живые объекты (пиявка, дождевой червь), источник информации (текст на компьютере, учебные пособия, учебник, видеофрагмент)
Задание: Выявить черты сходства и различия пиявок с кольчатыми червями
Сходства:
  • тело разделено на …
  • сходство в строении систем органов: …
Различия:
признаки дождевой червь пиявка
форма тела
число сегментов
образ жизни
среда жизни
особые приспособления
Результаты записываются в таблицу и после обсуждения высвечиваются на экране. (Приложение)

4. Значение пиявок.

Обсуждается в группах с использованием разных источников информации.
  • звено в пищевой цепи;
  • в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза;
  • “живой барометр”; по поведению пиявки можно предсказать погоду: опускается на дно, сворачивается в клубок, неспокойное поведение – к бури, резкой перемене погоды.
С целью повышения интереса к изучаемому объекту обсуждение значения пиявок можно сочетать с фактами из рубрики “Это интересно” или биологическими задачами:
  • В лаборатории Г.П. Щеголева путем усиленного кормления за 1,5 года выращена пиявка длиной 44 см.
  • Рот у пиявки вооружен сильно зазубренными пластинками, имеющими по 33 зубчика каждая.
  • Медицинская пиявка имеет в глотке железы, вырабатывающие гирудин. Его пиявки впрыскивают в ранку при укусе вместе ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1646

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340