Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повесть Н.С. Лескова Очарованный странник - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Повесть Н.С. Лескова Очарованный странник


Автор(ы): Сухова Вера Андреевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Показать художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н. С.Лесков писал: “Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”.
Оформление:
1. Изображение странника со словами “Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”, т.е. кто он, очарованный странник?
2. Запись на доске: “Русский Телемак”
“Черноземный Телемак”
“Телемак – сын Одиссея, который отправляется на поиски отца”.
“Очарованный странник, его жизнь, опыт и приключения”.
3. Эпиграф на доске:
…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя.
Н.Лесков
…Мне за народ очень помереть хочется.
Н.Лесков

Ход урока

Вступительное слово учителя.

В 1876 году прозвучали звуки знаменитой “Богатырской симфонии” А.П.Бородина. Несколькими годами позже художник В.Васнецов начинает работу над картиной, которая стала воплощением этой музыки. Это широко известные ныне “Богатыри”. Могучее дыхание этой темы звучит в музыке М.Мусоргского, в полотнах И.Репина, Н.Крамского. Размышляя о будущем страны, о ее надеждах и чаяниях, русское искусство находило своеобразную точку опоры в богатырской силе народного характера, силе дремлющей, опутанной невежеством и предрассудками, но могучей и неистребимой.
В этом контексте русской культуры 70–80 годов XIX века интересна запись в одном из дневников жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года:
“Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.
Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков.
“Очарованный странник” – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.
В центре повести главный герой – Иван Северьянович Флягин.
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
– Когда и где мы впервые встречаемся с Иваном Флягиным?
– Кто такой странник?
– Какую роль в литературе играет жанр путешествия?
– Какую роль играет мотив пути? (Мотив путиэто и жизненный путь и путь внутреннего духовного роста героя).
Учитель:

Чтобы понять “загадочную” русскую душу, Лесков выбирает жанр авантюрно-приключенческого романа и отправляет своего героя странствовать по Руси.
Первоначальное название повести было “Русский Телемак” или “Черноземный Телемак”, а подзаголовок “Очарованный странник, его жизнь, опыты и приключения”.
Беседа с учащимися по тексту повести:
– Каков портрет И.С. Флягина. (Двойственность).
– Как соотносится внешность героя с его первыми рассказами:
а) Состязание с Рареем. (В данном эпизоде мы видим перекличку с Левшой-любимым героем Лескова. Флягин как богатырь усмиряет коня и посрамляет знаменитого на весь мир англичанина – укротителя).
б) – Какова функция сюжета о попике – запивашке? ((Флягин – это добрый человек, не проклинающий слабых и грешных людей, а убежденный в том, что их нужно защищать. Но главный смысл в том, что даже “малому” сему под силу творить чудеса и обрести святость. Этот сюжет концентрирует в себе всю повесть.)
Вывод: Первые рассказы Флягина – это как бы часть разговора, который обычно ведут в дороге, когда незнакомые люди оказываются вместе. Из всех пассажиров он – самая интересная личность.
Учитель:
– В чем призвание Флягина? (В житиях святых “моленый сын” – это будущий святой, такие люди уже в юности становились монахами. Это связь с древнерусской традицией.).
Рассказ ведется от имени выходца из народной среды. Это исповедь, т.е. то, что о человеке никто не знает. Такой характер повествования называется сказом. Исповедь героя напоминает нитку бус, когда каждый эпизод следует друг за другом. Возникает ощущение, что перед нами панорама жизни всей страны.
Учитель:
– Давайте поразмышляем над географией путешествия И. Флягина.
(Учащимся предлагается к каждому эпизоду из путешествия И.Флягина подобрать эпиграф из текста. Эти эпиграфы написаны на доске, но закрыты, и по ходу работы над текстом учитель их открывает).
  1. Крепостной форейтор. Побег. (“Это домучило меня до того…решился с жизнью покончить”).
  2. В няньках. (“Русский человек со всем справится”).
  3. Поединок. (“Русский человек со всем справится”).
  4. Плен. (“Очень домой в Россию хотелось”).
  5. Конэсер. (“Совершенно свободным человеком”).
  6. Любовь. (“Грушина душа теперь погибшая…за неё отстрадать”).
  7. Без имени. (“Мне за народ очень помереть хочется”).
  8. Монастырь. (“И всё я о России плакал”)...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1918

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340