Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное занятие по географии по теме Лес – бесценный дар природы - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Внеклассное занятие по географии по теме Лес – бесценный дар природы


Автор(ы): Угненко Ольга Алексеевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Природа и человек – едины, поэтому мы должны беречь и охранять ее.
Задачи: Показать и рассказать детям о роли леса в жизни людей. Убедить их в том, что российские леса – важная часть национального богатства, традиционная отрасль российской экономики.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карта, «черный ящик», выставка книг, картины о лесе, плакаты: «Природа учит человека, облагораживает его, наполняет ощущением прекрасного»; «Чудотворен, целебен воздух, наполненный запахами трав, цветов, деревьев, содержащий букет полезных летучих веществ»; «Издавна люди познали целебную силу растений. Зеленые волшебники помогают нам восстанавливать силы, укреплять здоровье»;
Презентация PowerPoint внеклассного занятия <приложение 1>
Внеклассное занятие приурочено к неделе географии. За неделю до проведения занятия учащимся необходимо разгадать кроссворд «Дары леса». <приложение 2> (Слайд 3)
Звучит музыка, имитирующая звуки леса, пение птиц. (Слайды 1, 2)
Ведущие девочка и мальчик объявляют тему занятия.
Мальчик: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о лесе, о его роли вы узнаете много нового.
На интерактивной доске появляется карта «Лесная промышленность России» (Слайд 5)
Девочка: Посмотрите на карту [3].
Чтение с карты дополнительного материала. (Слайды 6-10)
Мальчик: Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес – источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем – древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес – часть той культурно – исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).
Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса – экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности – тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности – тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли лесе.
Разные роли леса тесно пересекаются друг и другом, не всегда можно однозначно провести границу между ними, и сами их названия весьма условны. Например, защитные леса в сельскохозяйственных районах играют прежде всего средообразующую роль (защита сельскохозяйственных угодий, поселений и водоемов от неблагоприятных погодных воздействий) – и экономическое значение этих лесов для сельского хозяйства весьма велико. При заготовке древесины для промышленных нужд одновременно и используются ресурсы леса (экономическая роль), и создаются рабочие места и источники доходов местного населения (социальная роль). Примеров того, как разные роли леса пересекаются друг с другом, можно привести множество – но это нисколько не умаляет ни одну из них.
Мальчик: А какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете? (Слайд 11)
- Где сосна взросла, там и красна.
- Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
- Сломить дерево – секунды, а вырастить – года.
Девочка: Ребята, а кто знает загадки о растениях и животных леса? Я предлагаю вам отгадать мои загадки, а затем вы загадаете свои. <приложение 3> (Слайды 12 – 23)
Мальчик: Внимание! «Черный ящик»! Отгадайте, что лежит в ящике. Сейчас мы с вами проведем викторину «Вторая жизнь дерева». Подсказка: из трех ответов нужно выбрать правильный. <приложение 4> (Слайды 24 – 25)
Девочка: А знаете ли вы , что: <приложение 5> (Слайды 26 – 34) [13].
На интерактивной доске появляется карта «Площадь лесов» (Слайд 35) [13].
Мальчик: Удивительна способность живого дерева: один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие спасительные дожди – своего рода дистилляция воды. Чтобы «Выдать» в атмосферу такой объем влаги, лес обладает способностью сохранять влагу подолгу. Нет леса (а лесной покров Земли сократился на 60-65% по сравнению с доисторическими временами) – влага сразу стекает в ручьи, реки, вызывая разливы, наводнения. Нет леса – вода размывает в своем стремительном беге почву, уносит гумус в реки, забивает русла. Эта проблема тем более серьезна, что человек за последнее столетие успел «запрячь» многие реки в «упряжки» гидростанций, а наибольшая доля снесенной почвы попадает в водохранилища. Если верховья реки обезлесены, то недолго просуществует на ней и гидроэлектростанция: из-за интенсивного заполнения наносами водохранилище быстро обмелеет.
Девочка: Россия обладае...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1922

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340