Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование приемов модульного обучения в системе коллективных учебных занятий - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование приемов модульного обучения в системе коллективных учебных занятий


Автор(ы): Кабанова Татьяна Викторовна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
По мнению Г.К.Селевко, “любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов”. Именно такой является технология коллективных учебных занятий, при освоении которой основное внимание уделяется не столько знаниям, умениям и навыкам, сколько способам деятельности по их получению.
А что же предполагает модульное обучение?
  • четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей;
  • учет потребностей обучаемых;
  • организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;
  • возможность выбора той или иной программы обучения;
  • применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами, целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности и т. д.);
  • использование дидактически целесообразных средств обучения;
  • ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности;
  • коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения.
Модульная технология позволяет организовать изучение тем упорядоченно, целенаправленно, без больших отставаний, потому что модульное обучение — это управляемое самообучение.
Сущность модульного обучения состоит в том, что
  • учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения,
  • учитель управляет деятельностью обучаемых посредством заложенных в модульных программах указаний, методических рекомендаций, а также мотивирует их деятельность.
Как оказалось, оно хорошо сочетается с технологией коллективных учебных занятий. Начинать лучше с отдельных модулей или даже с их учебных элементов, постепенно переходя на целую модульную программу.
Почему у меня возникла необходимость соединить эти две технологии?
Дело в том, что этому способствовали индивидуальные особенности детей, на занятиях с которыми я и опробовала в этом учебном году технологию. В начальных классах они довольно успешно осваивали методики коллективных учебных занятий, но вывести их на 3-ю фазу никак не получалось. Видимо, дело в том, что дети слишком разные по способностям и разрыв общего фронта в рамках года приводил к тому, что между первыми и последними учащимися образовывался очень значительный промежуток. В 5 классе это привело к тому, что с некоторыми детьми пришлось заниматься летом. Поэтому в 6 классе я попробовала перестроить работу следующим образом.
Всю программу 6 класса я разбила на 5 тем: словообразование, причастие, деепричастие, местоимение и числительное. Разрыв общего фронта решила осуществить только в рамках одной темы. Уже не было такой необходимости обращать внимание на умения учащихся работать коллективно, в группе и индивидуально, оценивать работу как свою, так и товарищей, работать с учебником и дополнительной литературой, т.к. эти важные умения ребята приобрели ещё в начальных классах, но напоминать об алгоритмах работы следует постоянно.
Модульная технология основана на укрупненном структурировании учебного материала, которое позволяет учащимся выбирать вариант изучения темы (полный, сокращенный или углубленный), т.е. на изучении программы с помощью модулей- целевых функциональных узлов, в которых учебное содержание и технология овладения им объединены в целостную систему.
Модули состоят из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
  • Инвариантная часть:
    • Блок “вход”;
    • Блок “теория”;
    • Блок “практика”;
    • Блок “выход”.
  • Вариативная часть:
    • Блок актуализации;
    • Блок “история”;
    • Блок “обобщение”;
    • Блок “углубление”;
    • Блок “ошибки”;
    • Творческий блок.
У каждого блока есть свои определенные функции. Назову некоторые из них.
Основной дидактической функцией блока “вход” является осуществление актуализирующего контроля, т.е. вопросы и задания предполагают актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые потребуются для усвоения всего модуля и формирования познавательного интереса. Пример такого блока модуля “Причастие” приведен ниже.

Вопросы и задания блока “Вход”

  1. Дайте характеристику имени прилагательному как части речи.
  2. Как изменяется прилагательное?
  3. Как проверить окончание прилагательного?
  4. Какие формы имеет прилагательное? Чем они отличаются?
  5. Дайте характеристику глаголу как части речи.
  6. Какие времена есть у глагола?
  7. Как различить глаголы совершенного и несовершенного вида?
  8. Какие спряжения есть у глаголов? Как их определить?
  9. Какие глаголы называются возвратными?
  10. Могут ли глаголы иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры.
  11. Упр. 215 (учебник М.М.Разумовской. Русский язык. 6 класс):
    • выпишите имена прилагательные вместе с главным словом, определите род, число, падеж, обозначьте окончания прилагательных;
    • выпишите глаголы вместе с зависимыми словами, определите вид, время, обозначьте суффикс –СЯ(СЬ), определите спряжение глаголов, обозначьте окончание.
В теоретическом блоке располагается основной учебный материал модуля.
Для прохождения этого блока были разработаны маршруты: “Вход” —> Т-1 “Что такое причастие” —> Т-2 “Причастный оборот” —> Т-3 “Разряды причастий” —> Т-4 “Полные и краткие причастия” —> Т-5 МИП “Морфологический разбор причастий” —> “Выход” (контрольная работа).
Для освоения теоретического материала использовались методики коллективных учебных занятий: методика изучения правила (МИП), взаимопроверка знаний (ВПЗ), взаимотренаж (ВТ).
Структурно-учебный элемент блока – таблица – фрейм, включающая ячейки-слоты:
  • источник информации;
  • дидактическая цель;
  • формулировка проблемы с помощью вопросов или др.;
  • обоснование и решение проблемы с помощью практических заданий;
  • домашнее задание.
Пример одного из фреймов в блоке “Причастие. Теория” приведен в таблице 1.
Таблица 1
СЛОТ 1 Полные и краткие причастия§ 27 стр. 146-149
СЛОТ 2 Знать, чем отличается краткая форма причастия от полной. Знать, как она изменяется, каким членом предложения является. Уметь образовывать краткую форму, изменять её по родам и числам. Уметь находить в пре...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1535

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340