Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Использование проблемной ситуации на уроках русского языка в казахской школе
Автор(ы): Жиенали Жаксыгуль Жумагаликызы, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одним из приоритетных задач системы образования является развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Для того чтобы постоянно поддерживать и развивать у учащихся интерес к русскому языку как к средству общения и как к учебному предмету, стимулировать развитие их творческих способностей используются различные методы и приемы. Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроке русского языка в казахской школе позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской речью. Сущность проблемного обучения заключается: – в создании проблемных ситуаций,в результате которых возникают и формируются учебные проблемы; – в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения; – в осознании и принятии этих проблем учащимися; – в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов. Отличительной особенностью проблемного обучения является создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это осознание человеком того, что в известном есть нечто неизвестное, которое может быть понято и объяснено путем самостоятельного поиска. На уроках русского языка в казахской школе можно реализовать нижеследующие типы проблемных ситуаций: - проблемная ситуация создается в том случае, когда учащиеся не могут дать объяснения новому факту, возникшему в ходе анализа языкового материала. Это вызвано тем, что их прежних знаний недостаточно для осмысления нового факта.
- проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации.
Рассмотрим это на материале урока по теме “Причастие”, так как это тема представляет некоторые трудности для учащихся-казахов. Цель урока: ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий. ХОД УРОКА Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Работа по тексту (текст проецируется по графопроектору). КАЛИНА Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся – слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость. В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи... Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка”. (по А. Удовицкому, Ю. Лаптеву, Ю.Тринклеру) Краснеет (что делает?) Глагол настоящее время несовершенный вид невозвратное сказуемое. | Красные (какие?) Имя прилагательное качественное множествен. число именительн. падеж определение. | Краснеющими – ? | Задания по тексту: - Выразительное чтение текста учащимися;
- Смысловой и лингвистический анализ текста;
- Выявление однокоренных слов ( краснеет, красные, краснеющими)
- Морфологический анализ однокоренных слов:
При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глагол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это и не прилагательное, так как выделяются и признаки глагола. Какие особенности вы можете в нем отметить? Учащиеся делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, т.е. причастное к имени и глаголу. (при какой-то части речи). Наверное, причастие? – Да, это причастие. А какие особенности вы можете в нем отметить? Учащиеся делают вывод о том, что причастие имеет признаки глагола и признаки прилагательного, называют их. Учитель: Давайте вдумаемся, что обозначает это слово? – Одновременно обозначает действие и качество предмета. Учитель: А если точнее? – Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глагола: вид, время – и признаки прилагательного: род, число, падеж. Учитель: Но при какой части речи? Мнение разделились: одни говорят, что при глаголе, другие – что при прилагательном Учитель: Проаргументируйте свои предположения. – Это особая форма глагола, так как имеет вид, время, обозначает признак предмета по действию – Это особая форма прилагательного, имеет признаки прилагательного (род. число, падеж обозначает признак предмета) На помощь приходит учитель: – Как видите, у тех и у других равносильные доказательства. Значит к истине ведет какой-то третий путь. Что еще надо учесть? – Как оно образуется? – От глагола. – Это особая форма глагола. Ученики сверяют свои выводы с материалом в учебнике Таким образом, создавая проблемные ситуации, ученики сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно составляют таблицу “Причастие”: Слово учителя о действительных и страдательных причастиях при помощи иллюстрированной таблицы. , укращающие | , украшенный , | , разбившая | , разбитая | Выполнение лексико-грамматических заданий 1. Найти лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее - Придуманный, прочитанный, приглашенный, снежный;
- Рассказанная, основанная, черная, организованная;
- Умное, рожденное, связанное, внесенное.
2. Графический диктант Причастие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Действительное | | | + | + | + | + | | + | | + | Страдательное | + | + | | | | | + | | + | | Прочитанная книга, разбитый стакан, любящий муж, распухшая нога, погибшие воины, два осиротевших человека, разбитое коры...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2629
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|