Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Ритмическая и художественная гимнастика как средство формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор(ы): Мицкевич Светлана Владимировна, учитель физической культуры
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современный темп жизни требует от детей активности психофизиологических процессов, где процесс развития ребенка от дошкольного до младшего школьного возраста является самым ответственным в формировании правильной осанки. Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности ребенка, т.к. является показателем здоровья. Для полноценного развития детей ведущую роль в проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного до младшего школьного возраста занимает физическая культура, которая является наиважнейшим звеном общей оздоровительной системы, проводимой в образовательном учреждении. Однако на всех ступенях образовательного пространства, отмечается тенденция увеличения количества дошкольников и младших школьников с различными функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на психофизиологические системы организма и показатели здоровья детей. Основные причины заключаются: в увеличении учебной нагрузки, вследствие изменения и усложнения общеобразовательных программ и недостаточной двигательной активности детей; негармоничном развитии мышечной системы; приобретенные или врожденные недостатки опорно-двигательного аппарата. Это главным образом влияет на рессорные функции позвоночника, что в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма. В результате этого затрудняется работа легких и сердца – дыхание становится поверхностным, неглубоким, уменьшается подвижность грудной клетки, понижается ЖЕЛ; снижается сила и выносливость мышц; ухудшается состояние здоровья, что сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышечно-связочного аппарата ребенка. В последнее время в условиях образовательного стандарта предусматривается формирование правильной осанки, но средства, направленные на достижение этой цели применяются в ограниченном объеме. Кроме того, особенности физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий по физической культуре. В этой связи актуальной становится проблема поиска наиболее эффективных средств, способствующих формированию навыка правильной осанки у детей. Поэтому перед нашим образовательным учреждением была поставлена задача – помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, тем самым улучшить показатели индекса здоровья. С этой целью, нами была разработана технология, направленная на формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся на уроках физической культуры ритмической и художественной гимнастикой. В предложенной технологии продемонстрирована идея использования на уроках физической культуры многообразного спектра упражнений спортивной направленности – художественной и ритмической гимнастики, благодаря которой у детей сформировался навык правильной. На наш взгляд, это и есть тот своеобразный язык общения, открывающий ребенку красоту движений и здоровье. Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач занятия. Основным средством были упражнения и элементы ритмической и художественной гимнастики, которые подразделялись на: - элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);
- упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
- упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);
- упражнения с элементами хореографии и танца;
- упражнения на согласованность движений с музыкой;
- ритмические упражнения;
- упражнения на релаксацию;
- упражнения из других видов спорта;
- свободные перемещения по площадке (индивидуальные и групповые);
- элементы акробатических упражнений.
Одним из главных методов формирования навыка правильной осанки был метод избирательного и вариативного выполнения упражнений. При этом приходилось учитывать условия поэтапного формирования навыка правильной осанки у детей. - 1 этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении;
- 2 этап – углубленное разучивание, стабильность проявлений навыка правильной осанки;
- 3 этап – совершенствование двигательных действий в изменяющей обстановке.
Структура занятий состояла из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть занятия составляла разновидности упражнений в ходьбе, беге, подскоков, перемещений, вращений, общеразвивающих упражнений. В основную часть занятия вошли упражнения для всех частей туловища, на равновесие, танцевальных шагов и элементов, прыжков и подскоков на месте и в движении, с предметами и без предметов. Заключительная часть занятия состояла из упражнений на гибкость и расслабление мышц. Использовались различные формы проведения занятий. Урочная форма: - образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
- коррекционно-развивающей направленности – для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1999
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|