Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование проектного метода на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование проектного метода на уроках русского языка


Автор(ы): Карелина Ирина Григорьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Использование проективного метода на уроках русского языка.
Нетрадиционные формы построения уроков русского языка издавна привлекали внимание учителей-словесников. Стремление разнообразить учебный материал, сделать занятия более интересными, запоминающимися лежало в основе организации и проведения самых разнообразных уроков, построенных по нетрадиционной методике.
В последнее время опыт учителей-новаторов, неравнодушно относящихся к своему делу, стал обобщаться. Так, в методических рекомендациях С.В.Столбуновой, изложенных в курсе лекций для слушателей заочных курсов повышения квалификации, организованных Педагогическим университетом «Первое сентября» (см.: «Русский язык», сентябрь (1-15),2005, №№17-24), предпринята попытка систематизировать разнообразный опыт учителей по организации нетрадиционных уроков русского языка. Учитель-методист подробно описывает игровые виды деятельности на уроках, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, групповые формы работы на уроках, дискуссии, дебаты, концентрированное обучение, интегрированные уроки, а также метод проектов.
На проективном методе хотелось бы остановиться более подробно. Несомненно, этот метод нацелен на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом для поддержания интереса к изучению русского языка. В своей педагогической практике я также использую этот метод. Хочу поделиться опытом работы по организации уроков развития речи в строительном колледже с использованием проективного метода по подготовке сборника сказок учащихся об избранной профессии. Проектная деятельность по созданию такого сборника включала следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, этап практической реализации проекта, этап внесения необходимых изменений и заключительный этап. На каждом этапе была запланирована определенная работа, нацеленная на создание сборника творческих работ студентов – сказок об избранной профессии.
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А П Р О Е К Т А.

Этап проектной деятельности Алгоритм деятельности учащихся Алгоритм деятельности учителя
1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы. Знакомство с целями и задачами проектной деятельности по созданию сборника сказок. В ходе анализа литературных образцов понять своеобразие литературных сказок. Знакомство с особенностями использования художественно-изобразительных средств в сказках. Подбор литературных произведений по данной теме. Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта. Руководит аналитической работой с литературными образцами. Помогает систематизировать материал, понять своеобразие литературных и художественных сказок.
2. Технологический: выполнение запланированных тренировочных упражнений. Сочинение вступления и концовки сказки. Работа над композицией сказки. Лингвистическая работа: подбор эпитетов, метафор, сравнений. Работа над структурой предложений. Художественно-оформительская работа: выполнение иллюстраций к сказкам. Контролирует выполнение заданий.
3. Практическая реализация проекта: подбор материалов для выполнения работы. Самостоятельная работа над содержанием сказок. Подготовка иллюстраций. Распределение ролей (художники-оформители, технический редактор) и оформление проектов. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.
4. Внесение необходимых изменений. Литературная правка: работа с орфографией и пунктуацией, стилистическим оформлением сказок.
5. Заключительный этап (презентация проекта). Представление своего проекта; самооценка проекта и взаимооценка. Помогает готовить презентацию.
Отобранный материал реализовывался на уроках развития речи. Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты этих уроков.
УРОКИ № 1-2.
Тема. Подготовка к написанию сказки, посвящённой избранной профессии.
Цели:
  1. познакомить с особенностями проектной деятельности по созданию сборника сказок об избранной профессии;
  2. проанализировать особенности сказки как вида художественного творчества;
  3. познакомить с художественно-изобразительными средствами, используемыми в сказках.
Оборудование: карточки с вспомогательными материалами, тексты сказок.
П Л А Н .
Поисково-исследовательский этап.
Слово учителя
о целях и задачах проектной деятельности.
Беседа с учащимися.
  • Что принято называть фольклором?
  • Как вы думаете, что общего между устным народным творчеством и народными промыслами?
  • Что называют сказкой?
  • Какие особенности сказок вам известны?
  • Какие пословицы о труде вы знаете?
Распределительный диктант.
Задание: запишите пословицы в две колонки: в 1 колонку – о труде; во 2 – о ремесле и предметах труда.
Делу – время, а потехе – час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Терпение и труд – всё перетрут. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ. Без топора не плотник, без иглы не портной. Топор острее, так и дело спорее. Топор – кормилец. Топор всему делу голова. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Топор одевает, топор обувает. Клеёк да рубанок столяру отцы родные. Мастерство везде в почёте. Не учи безделью, а учи рукоделью.
4. Работа с текстом.
Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Многие из них были созданы в далёкую старину неизвестными талантливыми людьми из народа и потом передавались от дедов к отцам, от отцов к детям.
Среди сказок различают сказки о животных, волшебные (фантастические) и сказки бытовые, отражающие повседневную жизнь людей.
Сказки о животных – сатирические и юмористические произведения. Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов.
Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества. Здесь много чудесного, необыкновенного, волшебного. В фантастических вымыслах сказок народ воплощал свои мечты о будущей справедливой жизни, выражал уверенность в торжестве правды и добра.
В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными. Многие из них – продукт более позднего творчества.
Сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…» - и заканчиваются словами: «Стали жить да поживать, да добра наживать», «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Характерной особенностью в развитии действия сказок является повторение, обычно троекратное. Так, в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей.
Язык сказок простой, понятный, образный. Здесь много таких характерных выражений, как добрый молодец, красная девица, мамки-няньки, утро вечера мудреней; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко ли и др.
Кроме сказок, сложенных народом, есть сказки, созданные писателями. Таковы сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, П.П. Бажова, С.Я. Маршака и др.
Задания к тексту:
  • прочитайте, определите тему текста;
  • озаглавьте текст;
  • определите стиль текста, докажите своё мнение;
  • составьте план текста;
  • выпишите в тетради определение сказки;
  • запишите, какие особенности характерны для построения сказки;
  • выпишите в тетради слова и выражения, которые используются в сказках;
  • подумайте, чем отличаются народные сказки от литературных;
  • какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста.
Работа по карточкам.
Задание: определите, используя материал карточки, какие запреты нарушили герои сказок, указанных в правой колонке.
Предшественник волшебной сказки – рассказ, который учил соблюдать запрет. Древний человек пытался уйти от враждебных сил, соблюдая эти правила. Нарушение запрета влекло за собой опасные последствия: человек становился жертвой сверхъестественных сил.
«Гуси – лебеди» - запрет покидать дом.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Иванушка нарушил запрет старших и стал козлёночком.
«Белая уточка» - княжна не послушала мужа и превратилась в уточку.
«Иван-царевич и серый волк»-____________________________.«Сивка-бурка» - _____________
____________________________.
«Царевна – лягушка» - _______
____________________________.
Слово учителя.
- Итак, все запреты в сказке оказываются нарушенными. Возмездие неизбежно. Что же остаётся? Конечно, спасительная магия. Народ наделял предметы силой оберегов. Гребешок, брошенный через плечо, превращался в густой лес. Полотенце – в реку. Кольцо, топор, платок, зеркало – это чудесные предметы, которые помогали герою справиться с бедой. Кроме того, использовались и волшебные слова ( «Встань передо мной, как лист перед травой», «По щучьему велению, по моему хотению»), и волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный). Подумайте, какие предметы могут оказаться волшебными в сказке о плотниках и строителях, какие волшебные персонажи могут быть введены в сказку.
Анализ сказки «Доброе слово».
Жил-был Иван Несчастный: куда ни пойдёт работать – другим дают по рублю да по два, а ему все двугривенный.
- Ах, - говорит он, - али я не так уродился, как другие люди? Пойду-ка я к царю и спрошу: отчего мне счастья нет?
Вот приходит в царю.
- Зачем пришёл?
- Так и так, рассудите: отчего мне ни в чём счастья нет?
Царь созвал своих бояр и генералов, стал их спрашивать: они думали-думали, ломали-ломали свои головы, ничего не придумали. А царевна выступила и говорит отцу:
- А я так думаю, батюшка: коли его женить, то, может, и ему господь пошлёт иную долю.
Царь разгневался, закричал на дочь:
- Когда ты лучше нас рассудила, так ступай за него замуж!
Тотчас взяли Ивана Несчастного, обвенчали с царевной и выгнали обоих вон из города, чтоб об них и помину не было.
Пошли они на взморье. Говорит царевна своему мужу:
- Ну, Иван Несчастный, нам не царевать, не торговать, надо о себе промышлять. Сделай-ка ты на этом месте пустыньку, будем жить с тобой, богу молиться да на людей трудиться.
Иван Несчастный сделал пустыньку и остался в ней жить с молодой женой.
На другой день даёт ему царевна копеечку:
- Поди купи шёлку!
Из того шёлку она важный ковёр вышила и послала мужа продавать.
Идёт Иван Несч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2066

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340