Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок химии в 9-м классе Независимое расследование по теме «Азотная кислота» - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Урок химии в 9-м классе Независимое расследование по теме «Азотная кислота»


Автор(ы): Калюта Татьяна Ивановна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о физических и химических свойствах разбавленной и концентрированной азотной кислоты; научить записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты; знать области применения азотной кислоты; развивать умения выделять существенные признаки и свойства объектов; развивать такие умения как анализ, наблюдение, сравнение, обобщение; развивать познавательный интерес; воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: раствор азотной кислоты, растворы лакмуса и метилоранжевого, оксид меди (II), растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида цинка (II), карбоната натрия; пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, концентрированная азотная кислота, медь, древесные опилки.
Девиз: “Практика – основа познания и критерий истины”.

Ход урока

1. Организация класса: сообщаем цель и задачи учащимся.

2. Актуализация опорных знаний. Проводим химическую разминку по теме.

  • Назовите возможные степени окисления азота в соединениях?
  • Что такое окислитель, восстановитель?
  • В каком соединении азот проявляет только окислительные свойства? только восстановительные свойства?
  • Перечислите химические свойства разбавленных кислот?
Вывод: Азотная кислота содержит атом азота в максимальной степени окисления, поэтому должна проявлять окислительные свойства, и как другие кислоты должна обладать свойствами общими со свойствами других кислот.

3. Объяснение нового материала.

Сообщаем учащимся, что на уроке они проведут независимое расследование, цель которого – выяснить особые свойства концентрированной азотной кислоты и особенности взаимодействия разбавленной азотной кислоты с металлами, а также узнать имеет азотная кислота свойства общие с другими кислотами или нет. Для этого создаются рабочие группы, каждая из которых получает инструкцию по проведению расследования.
Инструкция№1 по изучению электронной и графической формулы азотной кислоты.
Изучение исторической справки.
Цель:
подготовить справку о строении молекулы азотной кислоты, её физических свойствах, истории открытия.
Порядок действий:
1. Прочитать текст учебника и информацию к размышлению.
2. Внимательно рассмотреть концентрированную азотную кислоту. Несколько капель кислоты с помощью пипетки поместить в пробирку и добавить воды. Сделать вывод о растворимости.
3. В тетради сделать краткую запись электронной и графической формул азотной кислоты.
4. Подготовить отчет.
Инструкция №2 по проведению следственного эксперимента.
Цель:
Выяснить отношение разбавленной азотной кислоты к основным и амфотерным оксидам.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника и информацию к размышлению.
2. В пробирку с раствором азотной кислоты поместить 2–3 капли лакмуса. Отметить изменение цвета индикатора и сделать вывод.
3. В две другие пробирки с раствором азотной кислоты поместить 1-2 г оксида меди (??) и оксида цинка. При необходимости слегка подогреть содержимое пробирок. Отметить изменения происходящие в пробирках и записать результаты исследований.
4. Уравнения реакций в молекулярном, полном, и сокращенном ионном виде записать в тетрадь.
5. Подготовить отчет.
Инструкция №3 по проведению следственного эксперимента.
Цель:
выяснить отношение разбавленной азотной кислоты к растворимым и нерастворимым основаниям.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника.
2. В пробирку с раствором азотной кислоты добавить 2 – 3 капли лакмуса и затем прилить раствора гидроксида натрия. Наблюдать изменение цвета индикатора и сделать выводы.
3. В другой пробирке получить свежеосажденный гидроксид меди (??). Для этого к 1 – 2 мл сульфата меди (??) добавить несколько капель гидроксида натрия. К полученному осадку прибавить несколько капель раствора азотной кислоты. Что произошло с осадком? Отметить результаты исследований.
4. Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде записать в тетрадь.
5. Подготовить отчет.
Инструкция №4 по проведению следственного эксперимента.
Цель:
исследовать отношение разбавленной азотной кислоты к солям более летучих кислот.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника.
2. В пробирку с раствором карбоната натрия поместить несколько капель азотной кислоты. Отметить изменения происходящие в пробирке, записать результаты исследования.
3. Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде записать в тетрадь.
4. Подготовить отчет.
Инструкция №5 по проведению следственного эксперимента.
Цель:
выяснить отношение концентрированной азотной кислоты к органическим веществам.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника и обратите внимание, что вы будете работать с концентрированной азотной кислотой.
2. В пробирку с концентрированной азотной кислотой поместить древесные опилки. Отметить результаты наблюдений.
3. В тексте учебника найдите уравнения реакций, запишите их в тетрадь.
4. Подготовить отчет.
Инструкция №6 по проведению химического анализа.
Цель:
проанализировать информацию о взаимодействии концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами разной активности.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Напишите уравнение реакции концентрированной азотной кислоты с медью. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Напишите уравнение реакции разбавленной азотной кислоты с медью. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Проанализируйте, как металлы разной активности реагируют с азотной кислотой разных концентраций.
4. Подготовить отчет.
Информация к размышлению
Безводная азотная кислота НNO3 представляет собой бесцветную жидкость (температура кипения 830С). При обычной температуре и освещении она постепенно разлагается:
4НNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O, ?H0
Подобному распаду, но в меньшей степени подвергается азотная кислота и в концентрированных растворах. Образующийся оксид азота (??) NO2 придает концентрированной азотной кислоте желтоватую окраску. При нагревании разложение азотной кислоты усиливается. Так, тлеющая лучина, погруженная в концентрированную азотную кислоту, разгорается ярким пламенем. Разбавленные растворы азотной кислоты бесцветны; они значительно более устойчивы.
Азотная кислота – сильный окислитель, окисляет многие простые и сложные вещества. Так, она окисляет почти все металлы. При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется, так как он окисляется азотной кислотой, образуя воду. Степень восстановления азотной кислоты зависит как от активности металла, так и от концентрации азотной кислоты. Концентрированная азотная кислота реагирует с малоактивными металлами (Сu, Pb, Sn, Ag, Hg) и восстанавливается до оксида азота (4).
Разбавленная азотная кислота с подобными металлами восстанавливается до оксида азота (ІІ). Металлы алюминий, железо, хром в концентрированной азотной кислоте пассивируются. Эти металлы покрываются защитной оксидной пленкой, которая в кислоте не растворяется. Поэтому концентрированную азотную кислоту (96% – 98%) хранят и перевозят в стальных цистернах.
Благородные металлы (Pt, Au) азотная кислота не окисляет. Азотная кислота окисляет многие неметаллы, например, серу и углерод. При этом образуются соответствующие неметаллу оксиды.
Азотная кислота окисляет многие органические вещества. Так, при соприкосновении с дымящей азотной кислотой воспламеняются скипидар, солома, бумага, древесные опилки; она разрушает шерсть, разъедает кожу, окрашивая её в желтый цвет. При работе с азотной кислотой надо соблюдать особую осторожность!
Группы работают по инструкциям в течение 5 минут. На столах учащихся имеются стандартные листы бумаги, на которых приведена незаполненная таблица – это карта независимого расследования. Учащиеся записывают в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2943

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340