Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-концерт на тему Музыка, музыкальное искусство – основа воспитания творческой личности - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Урок-концерт на тему Музыка, музыкальное искусство – основа воспитания творческой личности


Автор(ы): Кравцова Татьяна Сергеевна, преподаватель фортепиано


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изучая музыку, дети начинают понимать, что они изучают саму жизнь. Поэтому музыка подвластна законам жизни и поэтому она существует, развивается и воздействует на людей. Музыка доступна всем людям. Она, также как и литература и изобразительное искусство, решительно вторгается во все области воспитания и образования детей, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.
Основополагающая задача учителя – помочь формированию в своих воспитанниках музыкальных, духовных, нравственных взглядов на жизнь, увлечь их музыкой вообще. Без увлеченности невозможно воспитать в ребенке музыкальную культуру, поэтому учитель должен вести урок как живую свободную импровизацию. Дети дошкольного возраста лучше усваивают предлагаемый им материал в форме игры. Поэтому учитель должен быть не только музыкально образованным, любить музыку, но еще и уметь в доступной форме через игру, через выдумку, донести до своего ученика то, что необходимо усвоить. В сознании детей должен постепенно накапливаться запас музыкальных впечатлений, понятий и терминов, приобретаться слуховой опыт. С первых уроков развития слуха, памяти, чувства ритма, понимания выразительных и изобразительных возможностей музыки выработка исполнительских навыков происходит, опираясь на такие музыкальные жанры, как марш, танец и песня.
В ДМШ №2 г. Сергиева Посада открылось эстетическое отделение для детей 3-5 лет. Программа включает в себя несколько развивающих занятий: слушание музыки, хоровое пение, ритмика, индивидуальное занятие (основы музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха, памяти, ритма и т.д.), английский язык, ИЗО, - и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проходят в игровой форме, интересно, дети очень увлечены. Преподаватели постоянно ищут и применяют новые приемы в обучении: на хоре дети поют и играют на свирели; на слушании учатся слышать и рассуждать о музыке, исполняют несложные народные песни на деревянных ложках; на занятиях ИЗО дети занимаются лепкой, аппликацией, рисуют; индивидуальные занятия включают в себя не только пение несложных попевок, детских песенок, но и первые знания в области музыкальной грамоты (звуки, звуковысотность, мажор-минор, ритм, темп, пауза, ноты, длительности нот и т.д.). На всех занятиях используется дидактический материал, работа с любимыми игрушками.
За период работы с детьми данного возраста можно отметить заметный прогресс в их эстетическом развитии. Если в начале обучения они только слушали и выполняли несложные задания, то сейчас они стали более активны, все больше детей смело отвечают на уроках, фантазируют, рассуждают, говорят по-английски, сами просят спеть любимую песенку, послушать детскую оперу или поиграть на ложках, очень любят играть в музыкальные игры с движением. Дети хорошо усвоили длительности нот, точно могут прохлопать ритмический рисунок по заданию преподавателя или по примеру из нотного сборника, безошибочно слышат мажор-минор, отвечают музыкальными терминами, поют с помощью ручных знаков по нотам.
Можно с уверенностью сказать, что эстетическим развитием детей необходимо заниматься очень серьезно и как можно раньше (с 3-х лет), так как сейчас сама жизнь показала, что произошло большое упущение в этом направлении. У большинства детей, поступающих в 1 класс, слабая память, они с трудом запоминают стихи, не хотят читать, у них снижено внимание, страдает поведение. Преподаватели нашей школы старательно помогают привить маленьким детям всё то, что им будет необходимо в школе и жизни вообще.
На занятиях слушания музыки дети учатся различать характеры трех девочек - резвушки, плаксы и злюки, характеры героев музыкальных сказок «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Голубой щенок» и др. По характеру мелодии без труда определяют колыбельную или шуточную игровую песенку, танцевальную или маршевую.
Из множества звучащей вокруг нас музыки мы слышим ее интонации (мягкая, спокойная песня, призывный сигнал и др.), а также музыкальные интонации, связанные с человеческой речью (интонации стона, крика, злобы, нежности, печали, радости и т.д.). Интонации, выражающие внутренний мир человека, его разнообразные движения (шаг, прыжки, бег, танец) равно как и интонации, заимствованные из звуков природы, животного мира, звуков города и т.д. – безграничны. Слушая музыку, дети вслушиваются в ее тайны, звуки и открывают внутри себя новый мир, воплощенный в звуках, в мелодических интонациях.
Формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, ответственного отношения к любому делу является основой образования. Занимаясь хоровым пением, ребенок, прежде всего, знакомится с живой, образной разговорной речью, учится видеть красоту слова, его звучность, напевность.
Пение является самым массовым и доступным видом искусства, а песня – одно из ценнейших средств нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Занятия хоровым пением развивают эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, поэтому в системе дополнительного образования хоровому обучению отводится особая роль.
Занятия с детьми дошкольного возраста в музыкальной школе очень интересны. Ведь ребенок еще только учится познавать мир. Ему интересно буквально все. Каждый урок для него открытие, он задает массу вопросов, искренне переживает, глубоко чувствует и очень мудро рассуждает. На всех занятиях эстетического воспитания мы ставим задачи как воспитательные, так и образовательные. Тесная связь с родителями помогает развивать у детей творческие навыки. Родители тоже включились в этот увлекательный творческий процесс и вместе с детьми занимаются тем, что предлагают преподаватели – рисуют, поют, помогают выполнять задания в музыкальных прописях и по инструменту.
В конце каждого полугодия мы проводим урок-концерт для родителей, и это становится уже традицией. Готовимся к уроку очень тщательно: отрабатываем весь отобранный заранее материал для него. Это не просто концерт, а урок общения с детьми и их родителями. Родители должны наглядно увидеть и услышать, как занимаются музыкой их дети, а преподаватели черпают для себя методические приемы этих уроков, накапливают опыт их проведения. На урок-концерт могут быть приглашены и другие ученики школы, которые могут исполнить музыкальную пьесу, спеть вокальное произведение и т.д. Это будет являться новым музыкальным впечатлением. С любого творческого урока дети уходят с хорошим настроением, но урок-концерт для них – это настоящий праздник музыки!
Цель урока:
  1. Показать внутреннюю взаимосвязь различных граней музыки и её воздействие на формирование, и воспитание творческой личности ребёнка.
  2. Приобщать родителей к участию в разностороннем развитии детей: музыкально-творческом и личностном.
Задачи урока:
  1. Воспитательная: культура поведения учащихся на концерте.
  2. В атмосфере концертного зала на примерах хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкальной ритмики, выставки творческих работ по рисунку дать детям почувствовать радость, любовь и уважение к музыке.
План урока.
  1. Организационная часть.
  2. Основная часть. Демонстрация материала урока с комментариями преподавателей: хоровое пение; игра на музыкальных инструментах; музыкально-ритмическая миниатюра; выставка рисунков, творческая работа.
  3. Обобщение урока, вывод.
Репертуар.
  1. «Непогодица», сл. и муз. Е. Болдыревой.
  2. «Утята и ребята», сл. и муз. В. Пьянкова.
  3. «Любитель-рыболов», муз. М. Старокадомского.
  4. «Итальянская полька» С. Рахманинова.
  5. «Кузнец» – народная песня-игра.
  6. «Украсим елку» - творческая работа.
  7. «Собачка» - югославская народная песня.
  8. «Зайчик», «Умница» – автор И. Королькова.
  9. «Коза», «Скороговорка», «Считалочка» – автор И. Кор...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2228

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340