Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации на тему: Формирование у учащихся умения нормативно ставить ударение в словах английского языка - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Методические рекомендации на тему: Формирование у учащихся умения нормативно ставить ударение в словах английского языка


Автор(ы): Игнатьева Эвелина Ивановна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная жизнь предъявляет школе очень высокие требования. Перед нами стоит проблема увеличения объема и улучшения качества знаний учащихся, подготовки их к непрерывному образованию, что невозможно без повышения эффективности процесса обучения.
Сегодняшние школьные программы перегружены, дети жалуются на слишком большие домашние задания, нехватку времени, говорят, что им необычайно трудно учиться.
Желание облегчить жизнь ученика, изгнать из школы зубрежку, вооружить учащихся методом построения и методом понимания иноязычной речи и заставило меня обратиться к “теории поэтапно – планомерного формирования умственных действий и понятий”, созданной профессором МГУ имени М.В. Ломоносова ПЕТРОМ Яковлевичем Гальпериным. Согласно этой теории человек является не пассивным вместилищем знаний, а источником активной преобразующей предметной деятельности.
Данная работа написана на основе этой теории, в частности, предпринята попытка показать, как в свете деятельностной теории можно организовать введение учебного материала для формирования у учащихся умения нормативно ставить ударение во всех типах слов английского языка.
Эту тему я выбрала далеко не случайно. Действующий сейчас учебно-методический комплект авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой не ставит задачу сформировать у учащихся умения нормативно ставить ударение в английских словах. Школьная программа по иностранному языку не предусматривает ни одного часа на отработку такого умения. И ученики должны запоминать место ударения в каждом новом для них слове. Постоянная зубрежка снижает интерес детей к изучению иностранного языка, а их знания отличаются непрочностью и бессистемностью, организованный таким образом учебный процесс требует большой затраты времени и умственного труда.
Однако невнимание к данной теме со стороны методистов можно объяснить тем фактором, что в фонетической литературе среди ученых не существует единого мнения о правилах постановки ударения в английском языке. Я же в своей работе следую указанию доктора филологических наук профессора В.А. Васильева, который пишет: “Нужно опровергнуть ходячее мнение, что для английского языка якобы вообще не существует никаких правил словесного ударения или, если они и есть, то они настолько многочисленны, сложны и имеют столько исключений, что легче, вместо заучивания этих правил, просто запомнить место ударения в каждом вновь встречаемом английском слове. Но это не совсем так. На самом же деле место ударения в подавляющем большинстве английских слов предсказуемо, т. е. может быть определено на основе определенных правил, причем весьма немногочисленных и простых”. (В.А. Васильев Обучение английскому произношению в средней школе, М., Просвещение, 1979, с.48.)
Следовательно в конечном счете экономнее в смысле затраты времени и умственного труда не запоминать место ударения в каждом вновь встречаемом английском слове, а познакомить учащихся с этими немногочисленными и простыми правилами.
Актуальность данной темы побудила меня приступить к разработке цикла “Формирование и умение нормативно ставить ударение во всех типах слов английского языка” на основе новых технологий, построенных на принципах деятельностной теории.
Правила словесного ударения, сформулированные профессором, Васильевым, имеют очень большое значение для формирования у учащихся умения нормативно ставить ударение во всех типах слов английского языка, но нельзя согласиться с теми методическими рекомендациями, которые он предлагает учителю. Васильев пишет: “При введении правил словесного ударения в течение устного вводного курса не следует сообщать и отрабатывать все правила вместе, как часть систематического нормативного курса фонетики
Каждое правило нужно давать по мере появления в активном словаре учащихся тех слов, которые иллюстрируют вводимое правило”. (В.А. Васильев Обучение английскому произношению в средней школе, М., Просвещение, 1979, с.48.)
Но если мы будем следовать методическим рекомендациям профессора Васильева, то знакомство учащихся с правилами английской словесной акцентуации растянется на несколько лет.
В традиционной методике материал преподносится учащимся растянуто по времени. В результате этого их знания отличаются непрочностью и бессистемностью. Я же даю ученикам сразу целостную картину правил словесного ударения в английском языке.
Для того чтобы ученики могли наглядно увидеть правила английской словесной акцентуации и быстро овладеть ими, я представляю материал в виде следующей схемы (См. Рисунок 1).

Рисунок 1.
Как видно из схемы, место ударения в английских словах зависит от количества слогов в исследуемом слове, от структуры слова (простое или составное, имеет ли суффикс ic) и от того, какой частью речи это слово является.
Чтобы усвоить правила постановки ударения в английском языке, учащиеся должны работать следующим образом (См. Приложения 1-4).
Экспериментальное исследование проводилось в пятом классе, где обучается 14 человек. До эксперимента учащиеся допускали много ошибок, испытывали затруднения в постановке ударения. Они в основном ставили ударение интуитивно, так как не были знакомы с правилами английской словесной акцентуации. Я решила, что ученикам необходимо знать правила постановки ударения в английском языке, чтобы они не зазубривали место ударения в каждом новом для них слове, а могли сознательно, осмысленно и правильно произносить английские слова.
Эксперимент проводился в четвертой четверти пятого класса, когда учащиеся уже умели правильно произносить английские звуки, были знакомы с правилами чтения, имели представление о простых и составных словах. Мне пришлось выйти за рамки школьной программы по иностранному языку в пятом классе и, опираясь на знания учащихся русского языка, познакомить их со словообразованием с помощью суффикса –ic; а также дать понятие приставок в английском языке.
Эксперимент показал, что ученики пятого класса успешно овладевают материалом, если он представлен им в соответствии с теорией поэтапно-планомерного формирования умственных действий. Такая организация учебного процесса позволит нам предотвратить ошибки ребят, изгнать зубрежку и облегчить работу детей, а также способствовать развитию лингвистического мышления, чутья и лингвистической ориентации учащихся.
Освоение учащимися правил английской словесной акцентуации осуществлялось по следующим этапам.

I этап – формирование мотивационной основы действия.

Надо заинтересовать учащихся. Для того чтобы привлечь к данной теме и убедить их в необходимости правильно произносить английские слова, показать им, что как в русском, так и в английском языке ударение может выполнять смыслоразличительную функцию, и поэтому нужно уметь всегда правильно ставить ударение, я предложила им следующий рассказ:
“Позавчера ко мне приехала подруга из Великобритании Джейн Сьюэлл со своим восьмилетним сыном Джеком. И вчера они весь день гуляли по Брянску, осматривали достопримечательности города без меня, так как я работала в школе. Вечером я с нетерпением спросила их, где они были и что видели.
“Ой, мы так хорошо погуляли, встретили столько милых добрых людей, увидели так много интересного, посетили ваш парк деревянных скульптур, он нам очень понравился и мы решили там передохнуть (здесь и далее в тексте буквы, выделенные жирным курсивом, являются ударными)”, - сказала Джейн. Я испугалась. Что задумали мои английские гости, что они решили сделать? Но, наконец, я поняла, что моя подруга просто неправильно поставила ударение в слове передохнуть. Я ей все объяснила, и мы долго смеялись”.
Вот видите ребята, как важно правильно поставить ударение в слове, вас даже могут не правильно понять, если вы ударяете не тот слог. Ударение может изменить смысл слова, как это произошло с моей английской подругой: передохнуть - передохнуть. Образованный культурный человек всегда говорит красиво и правильно.
А кто мог привести другие примеры, когда ударение в русском языке играет смыслоразличительную функцию, т.е. меняет смысл слова?
Дети предложили следующие примеры:
атлас - атлас
мука - мука
кружки - кружки
полки - полки
ворон - ворон
замок - замок
орган - орган
помни - помни
парить - парить
выносить – выносить
В английском языке ударение тоже может играть смыслоразличительную функцию, и поэтому, если мы хотим, чтобы нас правильно понимали, мы должны правильно ставить ударение в словах, говорить по-английски так, как это делают образованные англичане.
На доске я записала следующий пример:
|mankind – мужской пол
man| kind – человечество
В английском языке ударение определяет и часть речи, например:
В английском языке существуют немногочисленные простые правила, зная которые вы всегда сможете правильно поставить ударение в слове.

Рисунок 2.

II этап – выведение схемы ООД.

На доске записаны восемь столбиков слов. Каждый столбик иллюстрирует одно из восьми правил английской словесной акцентуации. На этом уроке доска должна выглядеть так:


1. doctor student
dollar
sister
table
duster
yellow
scarlet
seven
twenty
2. blackboard looking-glass
schoolboy
exercise-book
school-girl
bookcase
arm-chair
living-room
apple-tree
sideboard
3. flower diary
family
factory
exercise
telephone
opera
melody
visitor
logical
4. Arithmetic Geometry
apology
humanity
political
experiment
development
professional
economy
5. thirteen ill-bred
fourteen
eighteen
seventeen
ill-timed
nineteen
fifteen
well-bred
6. electrification conversation
illumination
pronunciation
decoration
delegation
operation
demonstration
opposition
7. export-to export import-to import
record-to record
contact-to contact
rebel-to rebel
8. comic traffic
economic
historic
classic
clinic
specific
atomic
metallic
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1974

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340