Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Наследственные болезни человека. Разработка урока в 11-м классе - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Наследственные болезни человека. Разработка урока в 11-м классе


Автор(ы): Бибердорф Татьяна Григорьевна, учитель биологии и психологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Место урока в изучении темы: Урок № 9 в теме “Основы генетики и селекции”.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид учебного занятия: Индивидуально-групповое обучение с применением компьютерных технологий.
Технология: критического мышления.
Цели урока:
  • формировать навыки использования методов и средств информационно - коммуникационных технологий в изучении предмета биология;
  • обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся на продуктивном уровне.
Задачи предметные:
  • расширить и углубить знания по генетике путем включения информации, отсутствующей в учебнике и необходимой в жизни;
  • определять основные типы наследования;
  • решать задачи на моногибридное, дигибридное и сцепленное наследование признаков.
Задачи метапредметные:
  • самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в Интернете, некомпьютерных источниках (литературе);
  • структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
  • интегрировать знания;
  • представлять информацию в виде мультимедиа продукта с системой ссылок;
  • приобретать опыт сотрудничества и работы в группе;
  • вносить свою информацию на страницы Интернет;
  • учиться задавать вопросы в режиме on line;
  • проводить публичные выступления.
Оснащение: урок “Наследственные болезни человека” проводится в компьютерном кабинете с доступом в Internet, использованием двух веб-камер, интерактивной доски, гость и участник Интернет-конференции в режиме on line врач-педиатр.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (в паре), коллективная.
Для работы на уроке формируются 2 группы:
  • 1 группа - 10 человек – работают в Internet (попарно);
  • 2 группа - участвуют в Интернет-конференции в режиме on line, решают генетические задачи, заслушивают и обсуждают работы, созданные 1 группой.
Сценарий урока
1 этап урока - вызов. (Предназначение - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома).
Презентация “Наследственные болезни человека” с комментариями учителя.
- Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца. Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова, увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.
Каковы причины этих несчастий?
Причины кроются в наследственности, одном из фундаментальных свойств жизни. Речь идет о мутациях (изменениях), накопившихся в популяциях человека в результате эволюции и возникающих вновь уже в наши дни. Существует понятие “генетического груза” популяций человека. Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. К их числу, например, относится сращение костей пальцев, передававшееся у потомков знаменитого английского полководца Джона Тальбота на протяжении 14 поколений, или знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют “Дети Луны”. Есть примеры и в истории России.
“Трех лет от роду, играя в парке, цесаревич Алексей упал и получил ранение, вызвавшее кровотечение. Вызвали придворного хирурга, который применил все известные медицине средства для того, чтобы остановить кровотечение, но они не дали результата, царица упала в обморок. Ей не нужно было слышать мнения специалистов, чтобы знать, что означает это кровотечение: это была ужасная гемофилия - наследственная болезнь мужского поколения ее рода в течение трех столетий. Здоровая кровь Романовых не могла победить больной крови Гессен - Дармштадтских, и невинный ребенок должен был страдать от той небрежности, которую проявил русский двор в выборе невесты Николая II”, - писал великий князь Александр Михайлович.
Нам в начале XXI века повезло больше, чем семье русского царя, так как в арсенале современной медицины существуют методы диагностики, профилактики и лечения многих наследственных патологий. И не воспользоваться ими сейчас - это уже настоящая небрежность, за которую человек будет расплачиваться всю жизнь.
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, коснемся проблем нашего города, естественно, с использованием современных компьютерных технологий.
Второй этап – осмысление. (Эта стадия позволяет ученику - получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями).
Инструкция для первой группы:
  1. Вам необходимо найти новую информацию в поисковой системе Google, или иной другой. http://www.google.ru/
  2. Посетить открытую энциклопедию- Wikipedia. http://ru.wikipedia.org
  3. Провести инвентаризацию всего материала, который найдете по заданной теме (тексты, рисунки, фотографии и др.)
  4. Отобрать материал для создания своего продукта.
  5. Отредактировать его.
  6. Сделать презентацию из 3-4-х слайдов, соблюдая все правила её создания.
  7. Последний слайд в виде синквейна, представляющего синтез всей информации в лаконичной форме.
    1 строка – тема или предмет (одно существительное);
    2 строка ...


    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1953

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340