Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Наследственные болезни человека. Разработка урока в 11-м классе
Автор(ы): Бибердорф Татьяна Григорьевна, учитель биологии и психологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Место урока в изучении темы: Урок № 9 в теме “Основы генетики и селекции”. Тип урока: Изучение нового материала. Вид учебного занятия: Индивидуально-групповое обучение с применением компьютерных технологий. Технология: критического мышления. Цели урока: - формировать навыки использования методов и средств информационно - коммуникационных технологий в изучении предмета биология;
- обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся на продуктивном уровне.
Задачи предметные: - расширить и углубить знания по генетике путем включения информации, отсутствующей в учебнике и необходимой в жизни;
- определять основные типы наследования;
- решать задачи на моногибридное, дигибридное и сцепленное наследование признаков.
Задачи метапредметные: - самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в Интернете, некомпьютерных источниках (литературе);
- структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
- интегрировать знания;
- представлять информацию в виде мультимедиа продукта с системой ссылок;
- приобретать опыт сотрудничества и работы в группе;
- вносить свою информацию на страницы Интернет;
- учиться задавать вопросы в режиме on line;
- проводить публичные выступления.
Оснащение: урок “Наследственные болезни человека” проводится в компьютерном кабинете с доступом в Internet, использованием двух веб-камер, интерактивной доски, гость и участник Интернет-конференции в режиме on line врач-педиатр. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (в паре), коллективная. Для работы на уроке формируются 2 группы: - 1 группа - 10 человек – работают в Internet (попарно);
- 2 группа - участвуют в Интернет-конференции в режиме on line, решают генетические задачи, заслушивают и обсуждают работы, созданные 1 группой.
Сценарий урока 1 этап урока - вызов. (Предназначение - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома). Презентация “Наследственные болезни человека” с комментариями учителя. - Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца. Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова, увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями. Каковы причины этих несчастий? Причины кроются в наследственности, одном из фундаментальных свойств жизни. Речь идет о мутациях (изменениях), накопившихся в популяциях человека в результате эволюции и возникающих вновь уже в наши дни. Существует понятие “генетического груза” популяций человека. Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков. К их числу, например, относится сращение костей пальцев, передававшееся у потомков знаменитого английского полководца Джона Тальбота на протяжении 14 поколений, или знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют “Дети Луны”. Есть примеры и в истории России. “Трех лет от роду, играя в парке, цесаревич Алексей упал и получил ранение, вызвавшее кровотечение. Вызвали придворного хирурга, который применил все известные медицине средства для того, чтобы остановить кровотечение, но они не дали результата, царица упала в обморок. Ей не нужно было слышать мнения специалистов, чтобы знать, что означает это кровотечение: это была ужасная гемофилия - наследственная болезнь мужского поколения ее рода в течение трех столетий. Здоровая кровь Романовых не могла победить больной крови Гессен - Дармштадтских, и невинный ребенок должен был страдать от той небрежности, которую проявил русский двор в выборе невесты Николая II”, - писал великий князь Александр Михайлович. Нам в начале XXI века повезло больше, чем семье русского царя, так как в арсенале современной медицины существуют методы диагностики, профилактики и лечения многих наследственных патологий. И не воспользоваться ими сейчас - это уже настоящая небрежность, за которую человек будет расплачиваться всю жизнь. - Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, коснемся проблем нашего города, естественно, с использованием современных компьютерных технологий. Второй этап – осмысление. (Эта стадия позволяет ученику - получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями). Инструкция для первой группы: - Вам необходимо найти новую информацию в поисковой системе Google, или иной другой. http://www.google.ru/
- Посетить открытую энциклопедию- Wikipedia. http://ru.wikipedia.org
- Провести инвентаризацию всего материала, который найдете по заданной теме (тексты, рисунки, фотографии и др.)
- Отобрать материал для создания своего продукта.
- Отредактировать его.
- Сделать презентацию из 3-4-х слайдов, соблюдая все правила её создания.
- Последний слайд в виде синквейна, представляющего синтез всей информации в лаконичной форме.
1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1953
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|