Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации по обучению французскому языку по педагогической технологии Коллективный способ обучения - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Методические рекомендации по обучению французскому языку по педагогической технологии Коллективный способ обучения


Автор(ы): Гончарова Наталья Геннадьевна, директор, учитель французского языка; Статырская Анна Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель французского языка; Чертенкова Ольга Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель французского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства” (Закон РФ “Об образовании”). В российском обществе, таким образом, провозглашается человек, его права и свободы как высшая ценность. В условиях муниципального образовательного учреждения “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” города Новокузнецка разрабатываются, апробируются и внедряются в воспитательно-образовательный процесс ориентации на психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку обучающихся. Особая задача учителя Центра состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения в процессе воспитания и обучения на уроках с собственно психолого-педагогическим сопровождением личности подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, что предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности в ходе уроков, открывает перспективы личностного развития.
В организационно-педагогических условиях Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения это обозначает, что методические решения учителя преломляются через призму личности ребенка, его потребностей, мотиваций, способностей, активности и других индивидуально-психологических особенностей. Именно личностно-ориентированный подход в обучении подразумевает создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей детей, проявления познавательной активности школьников. Использование разнообразных форм методов организации учебной деятельности, использование дидактических материалов, позволяющих ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, является одним из средств достижения этой цели.
Основными преимуществами данной технологии в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, с учетом особенностей контингента обучающихся со скрытым и явным отказом от обучения в школе, а, следовательно, с пробелами в знаниях, умениях, учебных навыках являются:
  • совершенствование навыков логического мышления через регулярно повторяющиеся упражнения;
  • развитие навыков мыследеятельности, памяти, мобилизация и актуализация предшествующего опыта ребенка;
  • работа в индивидуальном режиме, создание на уроке благожелательной творческой атмосферы;
  • повышение ответственности ребенка не только за свой труд, но и за результаты коллективного учебного труда;
  • формирование адекватной самооценки личности;
  • обсуждение одних заданий с несколькими партнерами в парах сменного состава обеспечивает более прочное усвоение учебного материала.
В ходе разработки дидактического обеспечения личностно-ориентированных заданий по технологии КСО на уроках французского языка мы учитывали следующие требования:
  • изложение материала направлено не только на увеличение объема знаний, умений и навыков, но и на обогащение личного опыта обучающегося;
  • учебные упражнения стимулируют ученика к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
  • обеспечивается контроль и оценка не только общего результата, но и всего процесса учения на уроках французского языка в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Основной акцент в обучении в условиях муниципального образовательного учреждения “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” делается на
  • мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения;
  • активную позицию ученика в добывании знаний;
  • обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом особенностями личности ученика;
  • создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объёма классной и домашней работы, регулирование ритма работы и отдыха и т. д.);
  • ликвидацию пробелов в ЗУН;
  • всеобщее сотрудничество и помощь;
  • привлечение обучающихся к контролю, учёту и управлению собственным процессом обучения.
В ходе работы мы пришли к выводу, что учебный процесс с учётом данных требований и вышеперечисленных особенностей невозможно построить на основе использования лишь традиционной технологии. Поиск оптимальных педагогических технологий позволил нам сделать вывод о том, что помочь так организовать работу, чтобы дети самостоятельно, в индивидуальном темпе отрабатывали учебный материал, помогут приёмы и методы педагогической технологии КСО (коллективный способ обучения).
Мы сочли целесообразным использование следующих методик “Взаимообмена заданиями”*: взаимного обучения чтению и пересказу (ВОЧП), взаимного диктанта (ВД).
Ученики 6-х классов обучаются по учебно-методическому комплексу “Синяя птица” (авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина).
Нами был разработан, апробирован и успешно внедрён в практику преподавания пакет дидактических материалов для второго года обучения, который вместе с методическими рекомендациями мы предлагаем вашему вниманию.
Учебный материал по темам, предусмотренный для изучения в 6-м классе, отражён нами в разделах: “Лексика”, “Чтение текста”, “Аудирование связного текста”. Материал подобран с учётом логической связи между этими разделами. Изученная и отработанная в упражнениях лексика активизируется и закрепляется в разделах “Чтение текста” и “Аудирование связного текста” по методике “Взаимообмен заданиями”.
Обучение французскому языку осуществляется в ходе 5 занятий в неделю: 3 уроков и 2 индивидуально-групповых занятий, выделенных в школьном компоненте вариативной части учебного плана Центра. Весь учебный материал осваивается учениками в классе. В силу особенностей контингента обучающихся и условий обучения домашние задания не практикуются.
При работе с использованием методик КСО учитель выступает не в традиционной функции – информатора, но предстаёт в роли управленца, координатора процесса обучения. На подготовительном этапе учитель знакомит обучающихся с алгоритмами работы по методикам. Далее он координирует работу учеников на всех этапах, помогает вести учёт и контроль, консультирует по всем возникающим вопросам.
Для работы по выработке умений и навыков чтения и понимания, аудирования связного текста, монологической и диалогической речи нами подобраны дидактические материалы по каждой теме учебника 6-го класса.
Раздел “Чтение текста” включает в себя тексты и вопросы по их содержанию по каждой теме с обязательным использованием лексики по теме. Это позволяет каждому ученику многократно прочитать и прослушать данные лексические единицы в разнообразных грамматических оборотах, а также использовать в собственной речи при ответах на вопросы.
При работе в разделе “Аудирование связного текста” для контроля понимания каждого текста нами составлены тесты.
Конечная цель вышеизложенной работы по каждой теме – это рассказ и диалог обучающихся по теме. Использование приёмов и методик КСО позволило нам не только улучшить учебные результаты. Кроме того, дети научились интенсивно работать самостоятельно. Обучающиеся более осознанно усваивают материал по предмету, глубже и твёрже стали их знания, умения и навыки.
Для работы мы выбрали распространённую и широко применяемую в рамках традиционного обучения методику “Взаимообмена заданиями” (Мкртчан М.А. Методика “Взаимообмен заданиями”. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1988). Обучающиеся работают в паре и имеют каждый своё задание. Для организации такой работы нам необходимо было подготовить обширный дидактический материал.
Действия учителя при работе по данной методике касаются управления, координации взаимодействия обучающихся, учёта и контроля их деятельности.
Обучающиеся работают по алгоритму “взаимодействия в динамических парах”. Они также осуществляют учёт и контроль в процессе обучения.
Методические рекомендации по работе в разделе “Лексика”
Работа с лексикой осуществляется в несколько этапов:
  1. Введение новых слов.
  2. Фронтальная и индивидуальная отработка произношения.
  3. Закрепление знаний в серии упражнений:
    1. Найди слову пару.
    2. Найди лишнее слово.
    3. Переведи слова с русского языка на французский язык.
    4. Переведи слова с французского языка на русский язык.
    5. Переведи предложения с русского языка.
    6. Переведи предложения с французского языка.
    7. Разгадай кроссворд.
По каждой теме учебника нами разработаны блоки карточек, включающие все вышеперечисленные упражнения (Приложение 1).
Нами отобрана лексика по каждой теме: глаголы и глагольные формы, имена существительные и прилагательные, наречия. Данная лексика далее используется в текстах и заданиях разделов “Чтение текстов” и “Аудирование связного текста”, а самое главное, её усвоение направлено на дальнейшее использование в монологической и диалогической речи по темам.
Работа по разделу “Лексика” организована описанным ниже образом.
Введение новых слов осуществляется учителем. Он же производит фронтальную и индивидуальную отработку произношения с обучающимися. Для этой работы на более позднем этапе возможно привлечение наиболее способных учеников и ТСО (аудиозаписи слов и словосочетаний). На третьем этапе учащиеся самостоятельно упражняются в знании лексики по теме по методике “Взаимообмен заданиями”.
На подготовку к ответу ученику даётся определенное время в зависимости от его способностей и уровня подготовки по предмету и теме. По прошествии отведённого на подготовку времени обучающиеся проверяют друг друга по карточке (упражнения 1-7). Возможны письменный и устный варианты выполнения упражнений на усмотрение учителя. Проверяющий партнёр использует в работе ключ. В случае необходимости партнёры могут воспользоваться помощью учителя.
Учёт и контроль выполнения заданий ведётся в листке учёта:
----------------------------------------------------------------------------------------
ФИ уч-ся III(1) III(2) III(3) III(4) III(5) III(6) III(7) зачёт
----------------------------------------------------------------------------------------

Работа считается завершённой, когда ученик выполнил все упражнения по разделу “Лексика” по данной теме и сдал зачёт. Форму зачёта учитель может выбрать в соответствии с задачами обучения, способностями контингента обучающихся, уровнем их подготовки и т. д.
Методические рекомендации по работе в разделе “Чтение текста”
Для работы по методике “Взаимообмен заданиями”, в частности, для взаимного обучения чтению и пересказу по каждой теме учебника нами подобраны или составлены тексты с вопросами для проверки понимания (Приложение 2). Набор карточек по темам включает в себя одинаковое количество – 6 штук, так как в Центре количество обучающихся в классе не превышает 9–12 человек.
Каждая карточка включает в себя текст (до 500 ед.) и 5 вопросов для простоты учёта количества правильных ответов.
Ученик должен прочесть текст на своей карточке вслух партнёру и затем устно ответить на заданные им вопросы. Партнёр слушает чтение текста и проверяет правильность, затем читает партнёру вопросы по тексту. После этого партнёры меняются ролями.
Работа организуется следующим образом. Карточки расп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1863

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340