Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Роль директора в управлении над повышением качества состояния здоровья обучающихся
Автор(ы): Ибрагимова Рауза Хусаеновна, Директор
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. Сократ. Управление качеством состояния здоровья школьников – постоянно развивающийся процесс, первостепеннейшая задача каждого руководителя общеобразовательного учреждения. Данная задача всегда была и остается главной проблемой в работе каждого педагогического коллектива. В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья обучающихся становится приоритетной, приобретает особую важность в том, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду, т.е. быть конкурентоспособным и здоровым. Школа – это великая сила, которая определяет не только судьбу народа и государства на любом этапе, но и отвечает за здоровье будущих хозяев страны и истории. Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы, существенно повлияли на здоровье школьников. Сохранение и укрепление здоровья, формирование активной мотивации на заботу как о собственном здоровье, так и здоровье окружающих привело меня, как директора лицея, к глубоким размышлениям. Спору нет: управление качеством образования, как и здоровья учащихся, тоже является постоянным развивающимся процессом, учитывающим изменения внутренней и внешней среды, требований рынка труда, потребности личности. Поэтому каждый ученик, чтобы реализовать себя на рынке труда, должен успешно усвоить учебную программу в школе. А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности, препятствует быть конкурентоспособным. Каким образом грамотно развивать режим двигательной активности учащихся; какие пути могут эффективно способствовать сохранению и улучшению здоровья; какие педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, окажутся более действенными? Где выход? И пришла к следующему выводу: необходима целенаправленная работа по развитию двигательной активности ребят, а именно: - создавать всем учащимся возможность для реализации их физического потенциала, укрепления их самоуважения путем внедрения новых педагогических технологий, как, например, организациеи мастерских ценностных ориентаций; - вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, путем привлечения медицинских работников на классные часы, на круглые столы, общеученические собрания, форумы и т.п.; - улучшить валеологизацию образовательного процесса проведением декад здоровья, дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий; - в режим дня вводить динамический час на свежем воздухе в течение 30 минут (бег на лыжах, ритмика, легкий бег по тропинке в сосновом бору и т.п.), который позволить повысит не только уровень здоровья, но и умственную работоспособность, компенсировать биологическую потребность детей в движении; - организовать в сосновом бору прогулки с подвижными играми для младших классов. Как избежать давно известного диагноза под названием «школьный стресс»? Истоки этого явления я, как директор лицея, усматриваю не только и не столько в бестактности или жестокости отдельных учителей, а причина, на мой взгляд, куда глубже – во всем укладе школьной жизни и, прежде всего, в организации учебного процесса, его важнейшей составляющей – урока. Наш педагогический коллектив уже в течение многих лет целенаправленно и систематически проводит на всех уроках всех ступеней физкультминутки. Они являются неотъемлемой частью уроков. Такая налаженная работа дает положительные результаты: учащиеся с каждым годом меньше болеют. Мы убеждены, что новые образовательные технологии обладают высоким здоровьесберегающим потенциалом. Поэтому большое внимание в лицее отводится воспитанию самостоятельности, так как, если ученик чувствует себя свободным и знает вкус самостоятельности, он стремится стать сильным, старается освободиться от собственной слабости, стремится к здоровому образу жизни. А ведь именно в этом и заключается цель школьного образования – подготовка ребенка к самостоятельной жизни и формирование для этого его культурного уровня. А начинать нужно, естественно, с того, что необходимо настроиться на здоровый образ жизни – захотеть быть здоровым. Наш педагогический коллектив осознал, что развивать и формировать здоровье человека нельзя, не выделив такой фактор, как двигательная активность, двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит режим учебного процесса. Именно здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Каждый учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовать оздоровительную работу в классном коллективе. Поэтому все учащиеся лицея имеют паспорт здоровья, который помогает учителям дать ученикам представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, развивает способность управлять своими эмоциями. Я думаю, что лицей, в отличие от общеобразовательной школы, должен стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую каждый ученик приходил бы с желанием, с открытой душой, веря, что здесь заботятся о нем, о его здоровье. Исследовательская лаборатория – это мастерская, т.е. одна из форм классных часов, где классный руководитель выступает в роли мастера. Чем же отличаются мастерская от обычных классных часов? Мастер (классный руководитель), как подлинный художник, не стремится расставить все точки над «i», а предлагает ученику вступить в диалог не только с автором, текстом, но и самим собой. Смысл построения знаний совершается и завершается не автором, а учеником. Предлагаю мастерскую ценностных ориентаций на тему: «Здравствуйте!» Цели мастерской: 1) построение знаний о «тайном» смысле слова «здравствуйте»; 2) формирование осознанного отношения к употребляемым в речи словам; 3) развитие рефлексивных умений по отношению к своему здоровью. Ход мастерской I Мастер (имеется в виду классный руководитель) просит познакомиться друг с другом. Для этого встать в круг, улыбнуться, сказать добрые слова. После этого мастер читает стихотворение В.Солоухина: - Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Здравствуйте! Именно так мы чаще всего приветствуем друг друга при встрече. Какой смысл мы вкладываем в это слово? (Варианты ответов: - Желаем человеку здравствовать - Желаем жить здорово, т.е. полезно для себя, для окружающих. - Желаем жить в гармонии с природой. - Желаем здоровья.) Мастер. Действительно, это слово связано со словом «здоровье». Нарисуйте цветок, запишите в середине слово «здоровье». Подумайте, какого здоровья можно пожелать человеку? Запишите ответы на этот вопрос в каждый лепесток. (Возможные варианты: физическое, психологическое, крепкое, душевное, хорошее и т.д.) А теперь сравните свой список с тем, что предлагаю я. Ответы учащихся и их выступления. Мастер. Под физическим аспектом культуры здоровья понимается то, как функционирует наш организм, то, в чем отражается здоровье всех его систем. Эмоциональный аспект культуры здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Необходимо уверенно владеть целым рядом эмоций и знать, какие из них допустимы, какие нет. Социальный аспект культуры здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении с людьми. Под интеллектуальным аспектом культуры здоровья понимается то, как мы умеем извлекать знания из самых разнообразных источников, и умение пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся организма. Под энергетическим аспектом культуры здоровья понимается то, как мы живем, общаемся на энергетическом уровне. И эту энергетику можно уничтожить в результате курения, потребления алкоголя, наркотиков. Духовный аспект культура здоровья отражает суть нашего бытия. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности. Мастер. Казалось бы, нет ничего естественней и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако не мало примеров тому, как поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Подумаешь, не сказали «здравствуйте». А что происходит с человеком, когда знакомые ему люди не здороваются с ним? Представьте, что с вами не поздоровался: - классный руководитель - твой друг - одноклассник - продавец в магазине - ближайший сосед? Беседа с учащимися на тему: «Опишите ваши ощущения, переживания». Обсудите в группе, как бы вы хотели, чтобы с вами здоровались. (Варианты ответов: 1) здороваться надо с душой и сердцем; 2) пусть слово «здравствуйте» лежит из глубины сердца и души теплым и целительным, а не этикетно-формальным и холодным; 3) пусть это слово объединяет людей; 4) действительно, пожелал бы искреннего здоровья...). Мастер. Теперь слушайте, что сказал П.К. Иванов: «Сегодня поздоровался, а завтра за счет этого живешь. Здоровайтесь, сколько можете: для начала не упускайте случая поздороваться с соседями, знакомыми, продавцами, и понимание оздоравливающей силы этого слова придет». Запишите слово «здравствуйте». Подберите к каждой букве слова – определения, которые несут положительные эмоции и положительную информацию. Все учащиеся класса встают в круг к игре «В этом круге все друзья» и повторяют слова и движения за мастером: «В этом круге все друзья – Я, Ты, Он, Она, Руку дай соседу справа, Здоровайся сполна. Руку дай соседу слева – Улыбайся со всего сердца. Говори доброжелательно: здравствуйте, «Мы одна семья». Классный час закачивается песней «Я желаю счастья Вам». Это проблема – одна из глобальных проблем испокон веков, она никогда не стареет и никого не оставляет равнодушным. В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В поле зрения директора постоянно держится и то, что сейчас люди мало внимания уделяют здоровому образу жизни, подвергает себя таким опасным привычкам, как алкоголь, табакокурение, наркомания. Учащиеся небрежно относятся к своему здоровью. Это проблема является серьезной проблемой и общеобразовательных школ. Для профилактики против употребления учащимися различных наркотиков, токсических веществ, алкоголя, табака, я хочу предложить еще одну мастерскую: «Мир для детей», который дает основы знаний здорового образа жизни и профилактики употребления вышеперечисленных веществ. Цель: формирование интереса ребят к своему здоровью. Задачи: ознакомить детей с основами здорового образа жизни. Организовать взаимодействие работы лицея с соцкультурными объектами; вызвать интерес ребят к своему здоровью. Ход мастерской Занятие 1. Игра №1 на знакомство. Учащиеся начальных классов садятся в круг и передают мячик, при этом называя, чем увлекается он, что больше всего любит, а врачи, медицинские сестры, работники культуры, продавцы говорят, что сильнее хотят развить они у себя по отношению к своему здоровью. Так мячик проходит весь круг. Игра №2 «Солнце светит на тех, кто...» - все участники сидят в кругу, врач или медсестра, педиатр стоит в центре круга и говорит, передавая мячик со словами: «Солнце светит на тех, кто делает зарядку по утрам», Тогда те, кто делают зарядку по утрам, хлопают в ладоши. Или же: «Солнце светит на тех, кто умывается каждый день по утрам» и т.д. Затем нужно меняться, дать возможность ребятам встать в середину, а взрослые - в круг. Важно объяснить ребятам, что необходимо делать, т.е. называть те вещи, которые связаны со здоровьем. Игра позволяет младшим школьникам подвигаться, проявить фантазию и сообразительность, вспомнить, что важно для нашего здоровья. Игра №3 «Опрос». Каждому школьнику выдается лист, где изображены яблоки, мороженое, а внутри их различные действия детей, также выдаются черный и желтый карандаши. Если ученик считает, что в яблоке и мороженом п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1191
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|