Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль директора в управлении над повышением качества состояния здоровья обучающихся - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Роль директора в управлении над повышением качества состояния здоровья обучающихся


Автор(ы): Ибрагимова Рауза Хусаеновна, Директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Здоровье – не все, но все
без здоровья – ничто.
Сократ.

Управление качеством состояния здоровья школьников – постоянно развивающийся процесс, первостепеннейшая задача каждого руководителя общеобразовательного учреждения. Данная задача всегда была и остается главной проблемой в работе каждого педагогического коллектива. В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья обучающихся становится приоритетной, приобретает особую важность в том, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду, т.е. быть конкурентоспособным и здоровым. Школа – это великая сила, которая определяет не только судьбу народа и государства на любом этапе, но и отвечает за здоровье будущих хозяев страны и истории.
Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы, существенно повлияли на здоровье школьников. Сохранение и укрепление здоровья, формирование активной мотивации на заботу как о собственном здоровье, так и здоровье окружающих привело меня, как директора лицея, к глубоким размышлениям.
Спору нет: управление качеством образования, как и здоровья учащихся, тоже является постоянным развивающимся процессом, учитывающим изменения внутренней и внешней среды, требований рынка труда, потребности личности. Поэтому каждый ученик, чтобы реализовать себя на рынке труда, должен успешно усвоить учебную программу в школе. А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности, препятствует быть конкурентоспособным. Каким образом грамотно развивать режим двигательной активности учащихся; какие пути могут эффективно способствовать сохранению и улучшению здоровья; какие педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, окажутся более действенными? Где выход? И пришла к следующему выводу: необходима целенаправленная работа по развитию двигательной активности ребят, а именно:
- создавать всем учащимся возможность для реализации их физического потенциала, укрепления их самоуважения путем внедрения новых педагогических технологий, как, например, организациеи мастерских ценностных ориентаций;
- вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, путем привлечения медицинских работников на классные часы, на круглые столы, общеученические собрания, форумы и т.п.;
- улучшить валеологизацию образовательного процесса проведением декад здоровья, дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- в режим дня вводить динамический час на свежем воздухе в течение 30 минут (бег на лыжах, ритмика, легкий бег по тропинке в сосновом бору и т.п.), который позволить повысит не только уровень здоровья, но и умственную работоспособность, компенсировать биологическую потребность детей в движении;
- организовать в сосновом бору прогулки с подвижными играми для младших классов.
Как избежать давно известного диагноза под названием «школьный стресс»? Истоки этого явления я, как директор лицея, усматриваю не только и не столько в бестактности или жестокости отдельных учителей, а причина, на мой взгляд, куда глубже – во всем укладе школьной жизни и, прежде всего, в организации учебного процесса, его важнейшей составляющей – урока. Наш педагогический коллектив уже в течение многих лет целенаправленно и систематически проводит на всех уроках всех ступеней физкультминутки. Они являются неотъемлемой частью уроков. Такая налаженная работа дает положительные результаты: учащиеся с каждым годом меньше болеют.
Мы убеждены, что новые образовательные технологии обладают высоким здоровьесберегающим потенциалом. Поэтому большое внимание в лицее отводится воспитанию самостоятельности, так как, если ученик чувствует себя свободным и знает вкус самостоятельности, он стремится стать сильным, старается освободиться от собственной слабости, стремится к здоровому образу жизни. А ведь именно в этом и заключается цель школьного образования – подготовка ребенка к самостоятельной жизни и формирование для этого его культурного уровня. А начинать нужно, естественно, с того, что необходимо настроиться на здоровый образ жизни – захотеть быть здоровым.
Наш педагогический коллектив осознал, что развивать и формировать здоровье человека нельзя, не выделив такой фактор, как двигательная активность, двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит режим учебного процесса. Именно здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Каждый учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовать оздоровительную работу в классном коллективе. Поэтому все учащиеся лицея имеют паспорт здоровья, который помогает учителям дать ученикам представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, развивает способность управлять своими эмоциями.
Я думаю, что лицей, в отличие от общеобразовательной школы, должен стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую каждый ученик приходил бы с желанием, с открытой душой, веря, что здесь заботятся о нем, о его здоровье. Исследовательская лаборатория – это мастерская, т.е. одна из форм классных часов, где классный руководитель выступает в роли мастера. Чем же отличаются мастерская от обычных классных часов? Мастер (классный руководитель), как подлинный художник, не стремится расставить все точки над «i», а предлагает ученику вступить в диалог не только с автором, текстом, но и самим собой. Смысл построения знаний совершается и завершается не автором, а учеником. Предлагаю мастерскую ценностных ориентаций на тему: «Здравствуйте!»
Цели мастерской:
1) построение знаний о «тайном» смысле слова «здравствуйте»;
2) формирование осознанного отношения к употребляемым в речи словам;
3) развитие рефлексивных умений по отношению к своему здоровью.
Ход мастерской
I Мастер (имеется в виду классный руководитель) просит познакомиться друг с другом. Для этого встать в круг, улыбнуться, сказать добрые слова. После этого мастер читает стихотворение В.Солоухина:
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте! Именно так мы чаще всего приветствуем друг друга при встрече.
Какой смысл мы вкладываем в это слово?
(Варианты ответов:
- Желаем человеку здравствовать
- Желаем жить здорово, т.е. полезно для себя, для окружающих.
- Желаем жить в гармонии с природой.
- Желаем здоровья.)
Мастер. Действительно, это слово связано со словом «здоровье». Нарисуйте цветок, запишите в середине слово «здоровье». Подумайте, какого здоровья можно пожелать человеку? Запишите ответы на этот вопрос в каждый лепесток.
(Возможные варианты: физическое, психологическое, крепкое, душевное, хорошее и т.д.)
А теперь сравните свой список с тем, что предлагаю я.
Ответы учащихся и их выступления.
Мастер.

Под физическим аспектом культуры здоровья
понимается то, как функционирует наш организм, то, в чем отражается здоровье всех его систем.
Эмоциональный аспект культуры здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Необходимо уверенно владеть целым рядом эмоций и знать, какие из них допустимы, какие нет.
Социальный аспект культуры здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении с людьми.
Под интеллектуальным аспектом культуры здоровья понимается то, как мы умеем извлекать знания из самых разнообразных источников, и умение пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся организма.
Под энергетическим аспектом культуры здоровья понимается то, как мы живем, общаемся на энергетическом уровне. И эту энергетику можно уничтожить в результате курения, потребления алкоголя, наркотиков.
Духовный аспект культура здоровья отражает суть нашего бытия. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности.
Мастер. Казалось бы, нет ничего естественней и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако не мало примеров тому, как поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Подумаешь, не сказали «здравствуйте». А что происходит с человеком, когда знакомые ему люди не здороваются с ним?
Представьте, что с вами не поздоровался:
- классный руководитель
- твой друг
- одноклассник
- продавец в магазине
- ближайший сосед?
Беседа с учащимися на тему: «Опишите ваши ощущения, переживания». Обсудите в группе, как бы вы хотели, чтобы с вами здоровались.
(Варианты ответов: 1) здороваться надо с душой и сердцем; 2) пусть слово «здравствуйте» лежит из глубины сердца и души теплым и целительным, а не этикетно-формальным и холодным; 3) пусть это слово объединяет людей; 4) действительно, пожелал бы искреннего здоровья...).
Мастер. Теперь слушайте, что сказал П.К. Иванов: «Сегодня поздоровался, а завтра за счет этого живешь. Здоровайтесь, сколько можете: для начала не упускайте случая поздороваться с соседями, знакомыми, продавцами, и понимание оздоравливающей силы этого слова придет».
Запишите слово «здравствуйте». Подберите к каждой букве слова – определения, которые несут положительные эмоции и положительную информацию. Все учащиеся класса встают в круг к игре «В этом круге все друзья» и повторяют слова и движения за мастером:
«В этом круге все друзья –
Я, Ты, Он, Она,
Руку дай соседу справа,
Здоровайся сполна.
Руку дай соседу слева –
Улыбайся со всего сердца.
Говори доброжелательно: здравствуйте,
«Мы одна семья».
Классный час закачивается песней «Я желаю счастья Вам». Это проблема – одна из глобальных проблем испокон веков, она никогда не стареет и никого не оставляет равнодушным. В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В поле зрения директора постоянно держится и то, что сейчас люди мало внимания уделяют здоровому образу жизни, подвергает себя таким опасным привычкам, как алкоголь, табакокурение, наркомания. Учащиеся небрежно относятся к своему здоровью. Это проблема является серьезной проблемой и общеобразовательных школ. Для профилактики против употребления учащимися различных наркотиков, токсических веществ, алкоголя, табака, я хочу предложить еще одну мастерскую: «Мир для детей», который дает основы знаний здорового образа жизни и профилактики употребления вышеперечисленных веществ.
Цель: формирование интереса ребят к своему здоровью.
Задачи: ознакомить детей с основами здорового образа жизни. Организовать взаимодействие работы лицея с соцкультурными объектами; вызвать интерес ребят к своему здоровью.
Ход мастерской
Занятие 1.
Игра №1 на знакомство. Учащиеся начальных классов садятся в круг и передают мячик, при этом называя, чем увлекается он, что больше всего любит, а врачи, медицинские сестры, работники культуры, продавцы говорят, что сильнее хотят развить они у себя по отношению к своему здоровью. Так мячик проходит весь круг.
Игра №2 «Солнце светит на тех, кто...» - все участники сидят в кругу, врач или медсестра, педиатр стоит в центре круга и говорит, передавая мячик со словами: «Солнце светит на тех, кто делает зарядку по утрам», Тогда те, кто делают зарядку по утрам, хлопают в ладоши. Или же: «Солнце светит на тех, кто умывается каждый день по утрам» и т.д. Затем нужно меняться, дать возможность ребятам встать в середину, а взрослые - в круг.
Важно объяснить ребятам, что необходимо делать, т.е. называть те вещи, которые связаны со здоровьем. Игра позволяет младшим школьникам подвигаться, проявить фантазию и сообразительность, вспомнить, что важно для нашего здоровья.
Игра №3 «Опрос». Каждому школьнику выдается лист, где изображены яблоки, мороженое, а внутри их различные действия детей, также выдаются черный и желтый карандаши. Если ученик считает, что в яблоке и мороженом п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1191

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340