Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование этнотолерантности у младших школьников - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Формирование этнотолерантности у младших школьников


Автор(ы): Богданова Елена Александровна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурного общества.
Термин толерантность определяется от латинского tolerantia - терпение (снисходительность к чему-либо). В психологии под толерантностью принимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его бездействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.
С точки зрения философии толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция за или против принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.
В этике понятие толерантность отождествляют с понятием терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то , чтобы быть иным чем я.
Для более точного определения этого понятия необходимо развести такие категории, как терпение и терпимость. Если, терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводится к единообразию или в чью-то пользу (К.Д. Дмитриев).
Критериями толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом, как отмечает Ю.М. Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений. То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога.
Необходимо, чтобы срабатывало золотое правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относится к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран, с различным государственным строем и т.п. каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, аппелируя к этому понятию, необходимо уточнить, о каком именно виде идет речь.
Рассматривая толерантность как основу, базовое положение мультикультурного образования, необходимо охарактеризовать толерантность между различными этносами.
Толерантность в сфере межнационального общения - это признание ценности другого, отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача - помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.
Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование этнотолерантности? Мы считаем, что формирование этнотолерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течении всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счете определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Формирование этнотолерантности следует начинать с раскрытия понятия быть отличным от:. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. Так, можно провести комплекс игр под общим названием Затеи наших друзей. При этом не надо гнаться за количеством народных игр, следует использовать этническое многообразие региона.
Мероприятие можно начать стихотворением О.Высотской Давайте играть!
Ребята подрастают на Севере, на Юге.
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом,
Играйте вместе с нами, а мы вам споем!
Сегодня издано много сборников народных игр, для педагога трудность может возникнуть при их отборе. Основными критериями при этом должны послужить национальная палитра класса и соответствие игр особенностям детей. Понятно, что набор игр в разных регионах нашей страны будет неодинаковым.
Можно порекомендовать следующие игры (игры на карточках).
Используя народные пословицы как этнопедагогическое средство, можно провести конкурсы Знатоки пословиц и Самый догадливый. Условия конкурсов: кто больше назовет пословиц, загадок; кто покажет знание русских, татарских, казахских, калмыцких пословиц и загадок.
Перед проведением подобного рода мероприятий можно, привлекая семьи детей, создать банк народных пословиц и загадок тех национальностей, которые представлены в составе класса. Называя пословицы, следует раскрывать и их смысл. Загадки, естественно, предполагают отгадки.
Эффективным этнопедагогическим средством являются сказки. Небольшие постановки сказок разных народов знакомят детей не только с фольклором, но и дают представление о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые с мировоззрением этносов.
Какой же вывод должны сделать дети, прослушав сказки, пословицы, вместе посмеявшись над чем-то, чему-то удивившись. А вывод очень простой. В детстве интерес к природе. Так и мудрые сказки, которые у разных народов мира разные, но по смыслу они очень похожи. Поучительные и познавательные пословицы, загадки заставляют думать и развивать мышление, смекалку, образное восприятие. И все это есть у каждой национальности.
Описанные мероприятия лишь начало большой кропотливой работы по формированию этнотолерантности. Ведь можно быть совершенно уверенным в том, что через знакомство с культурой через познание внутреннего мира различных народов, который ярко и полно раскрывается в эпосе, сказках, пословицах, поговорках, будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. Очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Насколько нова проблема толерантности, появившаяся по некоторым источникам, прежде всего как проблема веротерпимости в XIX веке? Исследуя этот вопрос, мы пришли к выводу, что о необходимости существования определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности люди догадывались о глубокой древности. Ведь набор ценностей, уважаемых тем или иным народом, примерно одинаков. Например, гостеприимство и почитание старших присущи не только кавказским народам, но и многим другим.
Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни быта - надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду. Этот вопрос интересно проследить на примере пословиц и поговорок:
В ч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1786

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340