Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеурочное занятие по формированию толерантного сознания. Терпимость к различиям. Толерантность - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Внеурочное занятие по формированию толерантного сознания. Терпимость к различиям. Толерантность


Автор(ы): Старостина Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, зам директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Предисловие

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.
Проблемы Кавказа постоянно муссируются в СМИ. Проблемы межнационального общения, толерантного отношения к другим народам напрямую касаются нашего региона и республики. Не хочется, чтобы под влиянием стереотипов в детях складывался комплекс лиц кавказской национальности (очень не люблю это выражение – в нем явная дискриминация!), то есть, чтобы они или озлоблялись против, простите, лиц славянской национальности, или же чувствовали страх и какую-то ущербность. Поэтому на данном занятии мы постарались помочь учащимся определить и проанализировать причины своего восприятия других национальностей. То, что на занятии дети могут увидеть в себе проявления нетерпимости к отличающимся от них народам (причем, свои знания о конкретном человеке мы часто переносим на весь народ) и, осознав их, постараться преодолеть – один из важных итогов работы. Понимание и осознание собственных предрассудков поможет ребятам быть терпимее к предрассудкам и заблуждениям других. Вторая часть занятия направлена на то, чтобы вызвать в ребятах чувство гордости за свой народ (рассказывая о культуре, о традициях, о достижениях своего народа мы рушим ложные отрицательные стереотипы), а также на примере Дагестана (уникального по своему национальному составу) показать, как могут уживаться вместе представители разных культур, национальностей, религиозных конфессий.
Цели:
  1. Объяснение понятий “стереотип”, “предрассудок”, выявление существующих у детей предрассудков, осознание их и попытка преодоления;
  2. Сравнение особенностей ментальности, культуры своего и других народов на примере Дагестана, осознание универсальности основных человеческих ценностей и идеалов;
  3. Объяснение понятия “толерантности” и выявление у себя качеств толерантной личности.
Основная часть: учитель делит класс на группы по национальному признаку (не объясняя принцип деления), но в каждую группу включает представителя другой национальности.
  1. Группы получают задание на карточках: закончить следующие утверждения, отразив качество характерное для данного народа
Все цыгане…
Все чукчи…
Все русские…
Все китайцы…
Все дагестанцы…
Все арабы…
Все немцы…
Все украинцы…
Все чечены…
Обсуждаем полученные утверждения (одно за другим, пропускаем – дагестанцы), сравниваем разные варианты (отметить положительные качества, похвалить ребят за уважительное отношение к другим народам). Просим объяснить, на чем основано то или иное мнение, привести примеры. Приводим контр-примеры. На доске пишем: “Все мальчики двоечники” или “Все девочки плаксы”. Спрашиваем, что думает класс об этом утверждении? Верно ли оно? После обсуждения возвращаемся к изречениям, вновь их разбираем. Даем понятия “предубеждение”, “предрассудок”, “стереотип” и объясняем их влияние на наше восприятие других людей. (Приложение 1)
Задаем вопрос: не обидно ли, что часто кавказцев называют террористами, ваххабитами? Почему сложилось такое мнение? Как реагировать?
“Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности – женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных…” - подумайте над словами французского писателя А. Франса. Кому бы вы их адресовали?
  1. Задаем вопрос: Какое понятие в данной группе относится к нам? – Дагестанцы. Обсуждаем данное утверждение (скорей всего оно положительное). В чем его отличие от других? (Все остальные понятия называют отдельные народы, а данное – общность народов, проживающих на территории Дагестана, то есть мы можем написать так: “ Дагестанцы: …(предлагаем продолжить).
Дагестан – уникальная республика, где проживает более 50 народностей. И каждая имеет свою историю, обычаи, культуру. Лишь зная и сохраняя их, можно научиться уважать историю и культуру других народов. И тогда мы можем говорить о культуре мира.
Представьте, что к вам приехала группа туристов из какой-нибудь далекой страны. Вы хотите поразить, удивить их рассказом о своем народе. Попробуйте подготовить такой рассказ (каждая группа готовит сообщение о своем народе по примерному плану, в помощь ученикам раздаются учебники по истории Дагестана, литературе Дагестана, Антология дагестанской поэзии):
  1. Из истории
  2. Назвать поселения, ремесла
  3. Обычаи, традиции
  4. Поэты, писатели
  5. Знаменитые люди
  6. Написать на отдельном листе пословицы, поговорки своего народа о дружбе, о добре и зле (с переводом) – раздать разноцветные листы
  7. Выбрать из предложенных фотографий те, которые наиболее ярко иллюстрируют ваш рассказ о своем народе (Приложение 4)
Рассказчиком от группы назначается тот, кто в группе является представителем другой национальности.
После презентаций всех групп рассказчикам задаются вопросы:
  1. Как себя чувствовал в группе во время работы?
  2. Смог ли принять участие?
  3. Как считаешь, не подвел ли...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1373

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340