Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование современной педагогической технологии развития критического мышления на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование современной педагогической технологии развития критического мышления на уроках русского языка


Автор(ы): Кузнецова Галина Васильевна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Технология критического мышления предполагает принципы:
  • максимально богатой, насыщенной среды;
  • принцип выбора;
  • принцип партнерства;
  • принцип участия каждого (принцип открытого общества).
Теоретической базой или основами развития критического мышления является наличие трех стадий (основных фаз) в процессе работы с информацией:
  • стадия вызова (пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме, самостоятельное определение учащимися направления в изучаемой теме, актуализация знаний и опыта учащихся по изучаемой теме);
  • стадия осмысления (организация активного восприятия текста – слушатели активно читают или слушают, преследуя те цели, которые они перед собой поставили; цель данной стадии – поддержать интерес и активность, созданные на стадии вызова; осуществить контакт с новой информацией и поддержать усилия учеников по отслеживанию собственного понимания);
  • стадия рефлексии (самостоятельная оценочная систематизация изученного материала, расширение сферы своих знаний, выражение новых идей и информации собственными словами, выстраивание новых представлений, расширение своего выразительного словаря).
Суть технологии критического мышления – изменение, познание самого себя. Данную технологию можно представить в следующей схеме:

Этапы работы с письменным текстом в технологии критического мышления:
  1. Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
  2. Написание черновика.
  3. Правка (самостоятельно, в парах, в группе).
  4. Написание чистовика (редактирование).
  5. Авторский стул. Издание.
Модульное занятие по письму
Урок развития речи “Описание местности с помощью воображения”
Технологическая карта урока
Класс
: 6.
Общая дидактическая цель: способствовать пробуждению воображения для написания творческой работы.
Задачи учителя: создать условия для пробуждения воображения, познания, изменения самого себя в процессе написания творческой работы, развития ассоциативного мышления и коммуникативных умений, эстетического восприятия музыкальных произведений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза.
II. Целеполагание и мотивация.
(Звучит авторская песня дуэта Никитиных “Сосна”)
– Ребята, кем себя представляет дуэт авторской песни?
– Сосной.
– А кем себя иногда представляете вы?
– Котенком, которого все жалеют; торшером, у которого все собираются вечером и т.д. (Ответы могут быть самые разные.)
– Вы уже достаточно давно общаетесь друг с другом. А что-то новое вы сейчас узнали друг о друге? (Ответы ребят.)
То есть вы получили дополнительную информацию о внутреннем мире друг друга.
Что нам потребовалось, чтобы представить себя в другой роли?
– Перевоплощение.
– А что такое воображение?
– Способность воображать, фантазировать; это мысленное представление.
– Из каких источников мы можем узнать о лексическом значении слова?
– Из толкового словаря Ожегова.
– Итак, ребята, цель нашего общения сегодня – попытаться описать местность с помощью воображения.
Запись темы урока на доске и на листочках, предложенных учащимся для написания творческой работы.
III–IV. Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
Написание черновика
Мы будем фантазировать, мысленно представлять.
Сейчас снова зазвучит музыка.
Сядьте, как вам удобно, кто хочет, закройте глаза.
Попробуйте представить картину, которая возникнет в вашем воображении.
(Звучит очень мелодичная музыка, слышится крик птицы).
Под тихо звучащую музыку говорю детям: “Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полета над любимым для вас местом…”
Музыка останавливается, ребята записывают на листочках первую фразу: “Перед моим внутренним взором предстала картина…” И продолжают писать.
Когда учащиеся напишут все, что им представилось в первый момент (5-7 мин), снова звучит музыка (продолжение).
Предлагаю сесть удобно, снова представить картину, которая может возникнуть в воображении. Говорю под музыку: “Вы – птица, вы парите высоко-высоко и снова возвращаетесь к любимому месту. Вы постепенно снижаетесь и уже не видите всю панораму, но видите отдельные детали”.
Музыка перестает звучать, и ребята записывают: “Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу…”(продолжают писать).
Когда ребята запишут все, что им представилось, предлагаю сесть удобно.
Продолжаем представлять.
Говорю под музыку: “А сейчас вы еще ниже и можете разглядеть все подробности. Вы касаетесь земли и видите все вокруг…”
Музыка перестает звучать.
Ребята записывают: “Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу…”
Ребятам дается возможность записать все, что им представилось.
V. Правка (самостоятельно, в группе).
А сейчас самостоятельно прочитайте, что у вас получилось, и отредактируйте текст.
Групповая работа.
Каждый ученик читает свою работу. Детям предлагается алгоритм работы в группах:
  1. Отметь хорошее, похвали.
  2. Дай ценный совет.
  3. Задай вопрос по тексту, если он возник.
После завершения работы в группах задаю вопросы:
  1. Кто принял советы, данные в группе?
  2. Для кого они оказались полезными?
  3. А кто не принял?
VI. Написание чистовика (редактирование).
Ребятам предлагается отредактировать текст самостоятельно.
VII. Авторский стул. Издание (публикация).
Ре...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1824

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340