Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Использование современной педагогической технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Автор(ы): Кузнецова Галина Васильевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Технология критического мышления предполагает принципы: - максимально богатой, насыщенной среды;
- принцип выбора;
- принцип партнерства;
- принцип участия каждого (принцип открытого общества).
Теоретической базой или основами развития критического мышления является наличие трех стадий (основных фаз) в процессе работы с информацией: (пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме, самостоятельное определение учащимися направления в изучаемой теме, актуализация знаний и опыта учащихся по изучаемой теме); стадия осмысления (организация активного восприятия текста – слушатели активно читают или слушают, преследуя те цели, которые они перед собой поставили; цель данной стадии – поддержать интерес и активность, созданные на стадии вызова; осуществить контакт с новой информацией и поддержать усилия учеников по отслеживанию собственного понимания); стадия рефлексии (самостоятельная оценочная систематизация изученного материала, расширение сферы своих знаний, выражение новых идей и информации собственными словами, выстраивание новых представлений, расширение своего выразительного словаря). Суть технологии критического мышления – изменение, познание самого себя. Данную технологию можно представить в следующей схеме: Этапы работы с письменным текстом в технологии критического мышления: - Инвентаризация (сбор мыслей и идей).
- Написание черновика.
- Правка (самостоятельно, в парах, в группе).
- Написание чистовика (редактирование).
- Авторский стул. Издание.
Модульное занятие по письму Урок развития речи “Описание местности с помощью воображения” Технологическая карта урока Класс: 6. Общая дидактическая цель: способствовать пробуждению воображения для написания творческой работы. Задачи учителя: создать условия для пробуждения воображения, познания, изменения самого себя в процессе написания творческой работы, развития ассоциативного мышления и коммуникативных умений, эстетического восприятия музыкальных произведений. Ход урока I. Организационный момент. Учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза. II. Целеполагание и мотивация. (Звучит авторская песня дуэта Никитиных “Сосна”) – Ребята, кем себя представляет дуэт авторской песни? – Сосной. – А кем себя иногда представляете вы? – Котенком, которого все жалеют; торшером, у которого все собираются вечером и т.д. (Ответы могут быть самые разные.) – Вы уже достаточно давно общаетесь друг с другом. А что-то новое вы сейчас узнали друг о друге? (Ответы ребят.) То есть вы получили дополнительную информацию о внутреннем мире друг друга. Что нам потребовалось, чтобы представить себя в другой роли? – Перевоплощение. – А что такое воображение? – Способность воображать, фантазировать; это мысленное представление. – Из каких источников мы можем узнать о лексическом значении слова? – Из толкового словаря Ожегова. – Итак, ребята, цель нашего общения сегодня – попытаться описать местность с помощью воображения. Запись темы урока на доске и на листочках, предложенных учащимся для написания творческой работы. III–IV. Инвентаризация (сбор мыслей и идей). Написание черновика Мы будем фантазировать, мысленно представлять. Сейчас снова зазвучит музыка. Сядьте, как вам удобно, кто хочет, закройте глаза. Попробуйте представить картину, которая возникнет в вашем воображении. (Звучит очень мелодичная музыка, слышится крик птицы). Под тихо звучащую музыку говорю детям: “Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полета над любимым для вас местом…” Музыка останавливается, ребята записывают на листочках первую фразу: “Перед моим внутренним взором предстала картина…” И продолжают писать. Когда учащиеся напишут все, что им представилось в первый момент (5-7 мин), снова звучит музыка (продолжение). Предлагаю сесть удобно, снова представить картину, которая может возникнуть в воображении. Говорю под музыку: “Вы – птица, вы парите высоко-высоко и снова возвращаетесь к любимому месту. Вы постепенно снижаетесь и уже не видите всю панораму, но видите отдельные детали”. Музыка перестает звучать, и ребята записывают: “Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу…”(продолжают писать). Когда ребята запишут все, что им представилось, предлагаю сесть удобно. Продолжаем представлять. Говорю под музыку: “А сейчас вы еще ниже и можете разглядеть все подробности. Вы касаетесь земли и видите все вокруг…” Музыка перестает звучать. Ребята записывают: “Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу…” Ребятам дается возможность записать все, что им представилось. V. Правка (самостоятельно, в группе). А сейчас самостоятельно прочитайте, что у вас получилось, и отредактируйте текст. Групповая работа. Каждый ученик читает свою работу. Детям предлагается алгоритм работы в группах: - Отметь хорошее, похвали.
- Дай ценный совет.
- Задай вопрос по тексту, если он возник.
После завершения работы в группах задаю вопросы: - Кто принял советы, данные в группе?
- Для кого они оказались полезными?
- А кто не принял?
VI. Написание чистовика (редактирование). Ребятам предлагается отредактировать текст самостоятельно. VII. Авторский стул. Издание (публикация). Ре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1824
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|