Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сборник рекомендаций для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрительного анализатора - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Сборник рекомендаций для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрительного анализатора


Автор(ы): Евграфова Ольга Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе и учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение

Мы можем указать путь, а что будет
достигнуто на этом пути, зависит только
от того, кто пойдёт по нему.

Йог Рамачарака
Крупнейший немецкий естествоиспытатель прошлого века Г. Гельмгольц писал: “Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, как мерило, указывающее на то к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов”.
Зрение и движение неразрывны. И действительно, глаза – самый подвижный наш орган. Ещё И.М. Сеченов, отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.
Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.
В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т.С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.
Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.
Новейшие работы учёных подтверждают: глаз – не просто орган чувств, он – часть мозга, вынесенная на “передний край” восприятия.
В заключение, хочется привести аксиомы Йога Раманантата:
  1. Всё, что полезно для тела, полезно и глазам.
  2. Упражнения для тела благотворно действует и на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений – им необходимы ещё и свои собственные.
  3. Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически – ежедневно и по нескольку раз в течение дня. На восстановление здоровья, в том числе и здоровья глаз, нужно много времени, но кто хочет быть здоровым, тот находит время.
  4. Усталость глаз – одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них – это расслабление психики, упражнения и сон. Глаза самовосстанавливаемы и самоисцелимы.
  5. В основе всех нарушений зрения лежит напряжение и перенапряжение психики. Идеальное зрение приобретается только расслаблением. Сделайте расслабление, ровное и радостное настроение стилем и нормой своей жизни, если хотите вернуть себе здоровое зрение.
  6. Солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами – два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения.
  7. Очки – выражение бессилия и беспомощности официальной офтальмологии. Они – залог дальнейшего ухудшения вашего зрения. Поэтому если хотите снять очки, то снимите их. Помните, что вся разница между костылями и очками в том, что костыли уже больше не могут испортить походку, тогда как очки портят зрение непрестанно и неотвратимо.
  8. Глаза – это не просто орган зрения и не только “зеркало души”, но также орудие, с помощью которого мы можем управлять своим настроением, это тонкий регулятор душевного состояния. Контроль над своим взглядом – это контроль над своей психикой. Поэтому, управляя собственным взглядом, можно управлять не только собой, но и другими людьми.
  9. Красота глаз – это не следствие подкрашивания и наведения теней, но выражение душевной красоты и духовного богатства личности.
Проблемой сохранения зрения занимались с давних времён. Касаясь вопросов профилактики глазных заболеваний, в книге издания 1804 года – “О сохранении зрения”, сочинение “для народа” Фёдора Гильтебрандта, доктора медицины и химии, адъюнкт-профессора анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии, приводится множество ценнейших рекомендаций и простых советов, интересных для современных офтальмологов и физиологов зрения. Очень интересен, например, метод снятия зрительного утомления холодным водяным душем. В книге имеется даже описание специальной “машины для впрыскивания в глаза холодной воды при повреждённом зрении”.
Вот несколько советов из книги Ф. Гильтебрандта:
“Кто беспрестанно трудится, а особенно часто и долго занимается рассматриванием мелких единообразных предметов и, сверх того, должен ещё напрягать дух при своих работах, тот очень благоразумно поступит, ежели будет, сколько можно, упражнять глаза свои смотрением вдаль на вольном чистом воздухе; и таким образом он должен поступать не только в летнее время, но и в хорошие зимние дни: ибо сие есть вернейшее средство к укреплению глаз для новых трудов….Ещё раз повторяю, что действие частых прогулок по лесам и просторным лугам зрению весьма полезно”.
И далее: “Из всех игр, в коих обыкновенно проводят зимние вечера, для занимающихся весь почти день трудною для глаз работою бильярд как превосходное средство для поправления утомления глаз большого заслуживает одобрения”.
“Поутру, после умеренного и покойного сна, зрение на величайшее напряжение способно без вреда: ибо тогда всё тело, следовательно, и глаза приобретают новую силу. Не должно, однако ж, тотчас по пробуждению спешить к трудам: ибо поспешный переход от совершенного покоя к сильному напряжению легко может иметь очень худые следствия”.
“Вскоре после стола, а особливо довольно сыто наевшись, не должно приниматься за труды, истощающие зрительную силу, особенно когда надобно сидя упражняться. Равным образом должно тщательно избегать всякой работы, вредной для глаз после оно не было: поскольку в обоих случаях бывает прилив крови к голове, от чего глаза делаются неспособными к скоропостижному напряжению”.
“Вечером при свете должно совершенно избегать всякого напряжения глаз, ежели возможно. Кто хочет сохранить остроту своего зрения, в зимние вечера должен выбирать для глаз такое дело, которое не требует вместе и душевных сил”.
“Весьма многие делаются близорукими от первых обстоятельств их воспитания. Почему никогда не бывают таковыми те, которые с молодых лет жили на вольном воздухе, как-то матросы и извозчики. Напротив того, дети, воспитанные в городе и которых в первые лета не выпускали из комнаты, по большей части бывают близорукими. К несчастью, весьма глупое воспитание, как между некоторыми дворянами, так и между достаточными гражданами, очень многим детям подаёт причину к близорукости с первых ещё лет, часто по тесноте детской комнаты, часто по тесноте детской комнаты, часто по причине мелких игрушек и малого движения на вольном воздухе, что дитя к близорукости предрасполагает… . Но ничего не может быть вреднее глазам детей, как то, когда их принуждают рано утомлять зрение в рассмотрении мелких предметов. Ежели, к несчастью, при худом воспитании будет худое строение глаз, как, например, весьма выпуклые и навыкате глаза, то при таковых обстоятельствах легко заключить можно о следствии близорукости в высокой степени. Взрослые молодые люди, будучи зоркими, от многого чтения и письма при свече делаются близорукими, так как и женщины от утончённых рукоделий”.
“Ношение узкого платья также для глаз весьма вредно. Вообще для глаз весьма вредно. Вообще доказано, что платье, крепко сжимающее тело и, следовательно, препятствующее обращению соков, производит сильное притечение крови к голове и глазам… Узкое платье особенно вредит глазам в то время, когда человек начинает приходить в мужественный возраст, и употребляет весьма питательную и ароматическую пищу: ибо тогда скопление соков, а, следовательно, раздражение зрительного нерва столь увеличивается, что сии жертвы безумной моды в самой цветущей юности лишаются удовольствия наслаждаться остротою зрения”.
“Нет никакого сомнения, что пища и питьё действует на глаза особенным образом, и частые ошибки в рассуждении диеты могут причинить не только неисцелимую слабость зрения, но и совершенную слепоту”.
“Вообще надобно почитать за правило омовение глаз поутру, и если нужно, то и днём, что особенно должны наблюдать живущие в больших городах: ибо их глаза наиболее подвергаются пыли, которая по большей части бывает причиной глазных воспалений; однако ж, надобно остерегаться излишнего омовения: поскольку оно, раздражая глаза, умножает притечение к ним соков. Вода, употребляемая, на сей конец, должна быть чистая и холодная”.
“Для занимающихся рассмотрением мелких вещей, как-то естествоиспытателей и ремесленников, весьма полезно жить в местах, окружённых различными видами, и где глазам для отдохновения представляются различные предметы. В свободное время очень полезно для зрения рассматривать отдельные предметы и находить в том удовольствие: например, езда верхом, что благотворным сотрясением чувственных жил великую доставляет пользу и ослабшим зрительным нервам; то же самое можно сказать о езде в карете и прогулке пешком”.
Примеры полезных советов из книги Ф. Гильтебрандта можно было бы приводить ещё достаточно, чтобы сделать вывод: уже в начале прошлого столетия было известно значение здорового образа жизни для сохранения зрения. Сегодня же с учётом новейших достижений науки мы должны это знание сделать правилом жизни.

1. Рекомендации учителям, работающим в классах “охраны зрения”

Растущему детскому организму необходимо движение. При поступлении в школу у большинства детей происходит снижение двигательной активности, а зрительная нагрузка на глаза, которые еще недостаточно приспособлены к такой работе, возрастает. Поэтому дети, имеющие нарушения зрительного анализатора, при поступлении в школу должны пройти медицинский осмотр у глазного врача и получить рекомендации по зрительному режиму. В школе такие дети также находятся на специальном контроле у учителей-предметников и учителей физической культуры.
Основным заболеванием детей в массовой школе является близорукость. Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно проводить самостоятельно (детям под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.
Главная цель занятий физкультурой – это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. В системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ основное место занимают уроки физической культуры. Учителям физической культуры при организации занятий с такими детьми необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.
Занятие физкультурой должно состоять из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части выполняются дыхательные, общеразвивающие и специальные упражнения. Они подбираются так, чтобы подготовить организм к выполнению упражнений, запланированных в основной части занятий, а также обеспечить его тренировку и коррекцию зрения. В основную часть желательно по возможности включать игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный или большой теннис, а также элементы других видов спорта. В заключительной части выполняются медленная ходьба, углублённое дыхание и упражнения на расслабление мышц.
Учителям физической культуры необходимо познакомить детей с комплексами утренней гигиенической гимнастики, которые включали бы упражнения для различных групп мышц и суставов, а также содержали общеразвивающие, специальные и дыхательные упражнения. Специальными в данном случае являются упражнения для наружных и внутренних мышц глаз. Они выполняются на фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений, чередуются с ними или проводятся одновременно.
Физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно как на отдельном занятии, так и от одного занятия к другому. К концу занятия нагрузка уменьшается. Нежелательно, чтобы после занятий физкультурой ощущалась сильная усталость. Степень нервно-мышечного напряжения во время занятий должна быть средней, чтобы не вызывать значительного утомления организма и снижения остроты зрения.
Общая физическая нагрузка зависит: от исходного положения, в котором выполняются упражнение (стоя, сидя, лёжа и др.); количества упражнений и числа их повторений; темпа и ритма; амплитуды движений, количества мышц, принимающих участие в движении; использования спортивных снарядов или предметов; наличия пауз для отдыха; степени нервно-мышечного напряжения; вызываемого новизной и сложностью упражнений; эмоционального фактора; метеорологических условий (температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, наличие ветра).
Занятия физкультурой желательно проводить в хорошо проветренном помещении (без сквозняка) или на свежем воздухе. При высокой температуре воздуха и ярком солнце упражнения лучше выполнять в тени.
Занятия начинается обычно с ходьбы и углублённого дыхания (на 4 шага вдох, на 4-6 – выдох). Упражнения желательно сочетать с ритмичным дыханием. Вдох чаще всего выполняется при поднимании рук, разгибании туловища, выдох – при наклоне туловища и опускании рук и т. п.
Если упражнения выполняются с предметом (гимнастической палкой, мячом, гантелями и т. д.), то их вес должен соответствовать возможностям занимающихся.
Упражнения усложняются или заменяются постепенно - примерно через 2-3 недели, число их повторений увеличивается также постепенно.
В комплекс для девочек, девушек и женщин важно включать больше упражнений, способствующих укреплению мышц брюшного пресса и спины, а также упражнения, способствующие развитию гибкости и подвижности в суставах.
Комплекс для мальчиков и юношей составляется преимущественно из упражнений силового характера. В Приложении № 1 нами представлены примерный комплекс общеразвивающих упражнений, которые можно сочетать с движениями глаз. У многих близоруких людей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому на уроках физической культуры, особенно для детей с нарушением зрения необходимо включать упражнения для укрепления мышц шеи и спины (см. Приложение № 1.)
Наклоненное вперёд туловище близорукого человека во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки. Поэтому рекомендуем регулярно выполнять упражнения для укрепления передней брюшной стенке. При выполнении упражнений на укрепление передней брюшной стенки людям с близорукостью высокой степени нужно учитывать, что для них нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения, сидя в положении лёжа и обратно. Вдох выполняется в и. п., а при напряжении передней брюшной стенки – выдох. Степень применяемых усилий не должна быть большой.
Для профилактики ухудшения зрения и повышения зрительной работоспособности учителям и родителям имеющих детей с нарушением зрения рекомендуются проводить специальные упражнения для глаз, физкультурные паузы на уроках, дыхательные, релаксационные упражнения и приемы массажа и самомассажа (см. Приложение № 1).

2. Работа с родителями, имеющих детей с нарушением зрительного анализатора

С родителями данной категорией детей необходимо вести разьяснительную работу по профилактике нарушения органов зрения. Родители данной категории детей должны быть ознакомлены с основными динамическими, статическими, релаксационными упражнениями и приемами массажа и самомассажа.
С родителями проводятся профилактические беседы по вопросам соблюдения режима зрительной работы, выполнения основных упражнений для органа зрения, правильного питания, приема витаминов ( особенно А,В,С )и проведению закаливающих процедур.
Большую помощь в физическом воспитании близоруких школьников могут оказать родители. Они должны помочь детям проводить самостоятельные занятия физкультурой дома. Для этого существуют разнообразные формы: ежедневная утренняя гимнастика, физкультпаузы в течение15-20 мин., игры дома и на воздухе, специальная лечебная гимнастика для глаз и др. Эти занятия можно проводить в любое время дня, не менее 2-3 раз в неделю, в выходной день их продолжительность целесообразно увеличить до 40-50 мин.
Следует помнить, что начинать занятия физкультурой дома близоруким школьникам можно только после консультации с глазным врачом и после обучения специальным упражнениям в кабинете лечебной физкультуры.
Рекомендуются следующие формы самостоятельных занятий:
  1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
  2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).
  3. Занятия физкультурой по избранной программе.
  4. Физкультурная пауза во время работы или учёбы при выполнении домашних заданий через каждые 1,5-2 часа.
  5. Элементы самомассажа.
  6. Закаливание организма.
При организации самостоятельных занятий необходимо знать и выполнять следующие методические указания.
  1. Самостоятельные занятия физкультурой должны проводиться систематически, не реже 3-4 раз в неделю. Утренняя гигиеническая гимнастика и гимнастика для глаз – ежедневно.
  2. Средства (упражнения) и методика их выполнения должны соответствовать состоянию здоровья, степени близорукости и тренированности организма (перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом).
  3. Занятие физкультурой состоит обычно из подготовительной, основной и заключительной частей.
  4. Комплексы утренней гигиенической гимнастики составляются так, чтобы они включали упражнения для различных групп мышц и суставов, а также содержали общеразвивающие, специальные и дыхательные упражнения. Специальными в данном случае являются упражнения для наружных и внутренних мышц глаз. Они выполняются на фоне общеразвивающих и дыхательных упражнений, чередуются с ними или проводятся одновременно.
  5. Физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно как на отдельном занятии, так и от одного занятия к другому. К концу занятия нагрузка уменьшается. Нежелательно, чтобы после занятий физкультурой ощущалась сильная усталость. Степень нервно-мышечного напряжения во время занятий должна быть средней, чтобы не вызывать значительного утомления организма и снижения остроты зрения.
  6. Специальные упражнения для глаз – это движения глазными яблоками во всех возможных направлениях: вверх и вниз, в стороны, по диагонали и круговые, - а также упражнения для внутренних мышц глаз. Названные упражнения желательно чередовать и сочетать с общеразвивающими, дыхательными и корригирующими упражнениями. При выполнении почти каждого из них (особенное с движениями рук) можно делать и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом глазного яблока должна быть максимальной, темп средним или медленным.
  7. Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них и постепенно увеличивать их до 8-12.
  8. Помимо использования специальных упражнений для мышц глаз важно давать активный отдых глазам в процессе зрительной работы. С этой целью сначала нужно помассировать глазные яблоки (через закрытые веки) 10-15 сек., затем быстро поморгать в течение 15-20 сек., закрыть глаза и посидеть так 1-2 мин., а затем выполнить упражнения для наружных и внутренних мышц глаз в течение 1 мин.
  9. Занимающиеся физкультурой должны овладеть элементами самоконтроля: уметь считать частоту пульса и дыхания, определять соответствие общей нагрузки возможностям организма по пульсу и внешним признакам: окраске кожи лица (покраснение или побледнение), губ (посинение или побледнение), самочувствие и настроению.
  10. Занятия физической культурой важно сочетать с закаливанием организма воздухом, солнцем и водой.
  11. Схему занятий физкультурой в домашних условиях можно представить так:
а) ходьба на месте и дыхательные упражнения;
б) общеразвивающие упражнения для мышц плечевого пояса;
в) специальные упражнения для наружных мышц глаз;
г) общеразвивающие и корригирующие упражнения для мышц туловища и нижних конечностей;
д) специальные упражнения для мышц глаз;
е) элементы самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи;
ж) упражнения на расслабления мышц конечностей;
з) дыхательные упражнения.
Придерживаясь этой схемы, каждый может сам составить для себя нужный комплекс упражнений, используя приводимые выше упражнения.

3. Специальные приемы лечения органа зрения

При работе с детьми с нарушениями зрительного анализатора, и их родителей необходимо знакомить с некоторыми приемами лечения зрения, даже здоровых глаз. Специальные приемы лечения глаз это: 1) лечение солнцем (соляризация); 2) оладонивание (“пальминг”); 3) центральная фиксация; 4) моргание.
1. Лечение солнцем (соляризация).
Глазам так же нужен свет, как желудку пища. Положительное воздействие солнечного света на глаза проявляется и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1625

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340