Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитание и обучение – две важнейшие функции школы в становлении и развитии гражданской позиции личности - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Воспитание и обучение – две важнейшие функции школы в становлении и развитии гражданской позиции личности


Автор(ы): Куликова Светлана Валерьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы в обществе распространено такое мнение, что с распадом СССР - школа мало обращает внимание на такое направление воспитания как гражданское и тесно связанное с ним патриотическое воспитание. Отчасти это связано с тем, что из учебников изъяты произведения идейно - политического характера.
Однако с этим можно поспорить: Да, конечно, изъяты произведения: о гражданской войне, о становлении Советской республики. Но остались высокохудожественные произведения о родном крае. Кроме того появился курс Москвоведения, а в других регионах России изучают краеведение и не факультативно как раньше, а с обязательным включением этой дисциплины в учебный план. Да и в учебниках литературного чтения грамотный учитель такие тексты, на которых можно воспитывать любовь к родному краю и показать величие нашей Родины. Но прежде чем вести разговор о воспитании гражданина, попробуем определить это понятие. Быть гражданином значит пламенно желать процветания своему Отечеству - говорил Виссарион Григорьевич Белинский. Но желать процветания можно лишь тому, что знаешь и любишь. Следовательно, наша задача показать, что есть Отечество и зажечь пламя любви к нему. Поэтому современные первоклассники также как и 10 - 20 лет назад, приходя в 1 класс, знакомятся с понятием Родина, родной край, может быть другими средствами, но так же с самого первого учебного дня и с самой первой учебной книги. И по прежнему актуальны слова песни С чего начинается Родина - с картинки в твоём букваре:. Хотя на этой картинке совсем не обязательно должна быть Красная площадь с Мавзолеем. А может быть изображена картина природы или нарядные дети идущие в школу. Беседа по этим картинкам направлена на знакомство ребёнка с малой родиной, формирования чувства прекрасного, чтобы ребёнок осознал, что ему приятно иметь такую малую родину.
На современном этапе развития начальной школы мы возвращаемся к наследию Ушинского, которое изложено им в частности в учебниках для начальной школы Родное слово, Детский мир. В них великий педагог включил рассказы о родной природе, о сезонных изменениях, о труде людей, и вообще о том мире, который окружает ученика, для того чтобы он почувствовал себя частью этого мира. Чувствовал что всё, что ему необходимо, ему даёт природа и труд людей. И постепенно формируется чувство благодарности ребёнка, а с этого начинается гражданское воспитание маленького человека. Ушинский всегда подчёркивал, что в воспитании младших школьников велика роль экскурсии и всё что мы можем показать ребёнку мы должны сделать это как можно раньше: познакомить с жизнью природы и с народным творчеством.
Продолжая традиции Ушинского учителя нашей начальной школы, систематически организуют разнообразные экскурсии. Знакомят детей и с жизнью природы в лесу, и с экспонатами разных музеев Дарвиновского, Биологического, Зоологического и других. Дети посещают обсерваторию, дельфинарий, Ботанический сад, зоопарк. Все эти экскурсии направлены на то, чтобы показать детям красоту природы и чтобы постепенно формировать у него любовь и бережное отношение к ней. А это является первым слагаемым гражданского воспитания. Охранять природу - значит охранять Родину - говорил Михаил Пришвин.
Важным направлением воспитательной работы нашей начальной школы является тесное сотрудничество с государственным историко - краеведческим музеем. С первого по четвёртый класс дети знакомятся с несколькими циклами экскурсий данного музея. Эти циклы посвящены народной игрушке, народным праздникам, устному народному творчеству и истории нашего края начиная с мезозойской эры до современного города и перспектив его развития.
Учащихся настолько увлекает познавательная деятельность, предложенная музейным педагогом, что они вместе со своими учителями и родителями активно участвуют в создании народного костюма, своими руками делают народные игрушки, составляют семейное генеалогическое древо, участвуют в народных праздниках: Рождество, Масленица, Благовещенье. И всё это формирует у детей не равнодушное отношение к окружающему миру, к тому, что они познают. И вот это неравнодушие, эта активная позиция - второе слагаемое гражданского воспитания. Кроме того, вся эта работа сплачивает коллектив и привлекает родителей к нашей системе воспитательной работы.
Гражданскому воспитанию младшего школьника уделяется внимание не только в воспитательном процессе, но и в учебном. И ведущая роль здесь принадлежит урокам литературного чтения, окружающего мира. Где воспитание маленького гражданина идёт другими средствами: через анализ художественных произведений и знакомство с научными статьями. На уроках окружающего мира мы беседуем о древней Москве, её зодчестве, о старинных ремёслах. Знакомим с государственной символикой, её происхождением и значением. Эта работа направлена на формирование у ребёнка чувства гордости за свой родной город, главны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1131

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340