Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка


Автор(ы): Голикова Нэля Викторовна, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Понятие учебной задачи первоначально было введено ВВ Давыдовым и предполагало освоение обобщенного способа, принципа действия (выведение закона). Рассматривая традиционную систему обучения, предполагающую выведение частных способов действия, точнее было бы пользоваться термином «учебно–практическая задача». Но в методической литературе все чаще стал употребляться термин «учебная задача» применительно к любой познавательной задаче, так как учебно-познавательная деятельность учащихся, которую мы организуем, - процесс решения познавательных задач. «Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющих того метода, который адекватен целям и задачам развивающего обучения» (НВ Репкина ) Учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что-то решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Учебная задача – точка пересечения педагогической деятельности учителя и УД ученика в процессе взаимодействия. Обучение русскому языку предполагает не только накопление определенного запаса лингвистических знаний, но и умение творчески использовать языковые средства. Творческий подход можно сформировать и развить, только систематически предлагая учащимся задачи познавательного характера. Известный психолог НА Менчинская отмечает следующие признаки познавательных задач:
  • постановка перед учащимися определенной цели, сформулированной в условии задачи,
  • учет имеющихся условий и требований, необходимых для решения задачи,
  • применение соответствующих данной цели и условиям способов или приемов решения.
Одним из эффективных приемов обучения творческому использованию языковых средств и их анализу являются специально сконструированные задания, на основе которых строится поисковая деятельность учащихся. Это так называемые задания поискового характера, или поисковые задачи, включающие проблемные задачи и задания частично – поискового характера, когда учащиеся открывают новые знания или способы их добывания. Построение познавательных задач происходит с учетом того, что было трудным в изучаемом материале и что явилось проблемой на разных этапах поиска решения. Затруднения могут быть связаны
  • с определением сущности языковой проблемы,
  • с выяснением достаточности языковых фактов, необходимых для решения проблемы,
  • с выяснением выбора мыслительных операций и их последовательности, необходимых для построения схемы рассуждения,
  • с формулировкой доказательного рассуждения,
  • с формулировкой выводов.
Большую помощь в построении познавательных задач оказывает связный текст. В нем представлено системное многообразие грамматических форм, что дает возможность обратиться к тем или иным формам в зависимости от необходимости освоить, повторить или закрепить тот или иной материал. Как видим, в тексте стихотворения К. Бальмонта «Безглагольность»
  • есть возможность
  • выделить грамматические основы двусоставных и односоставных предложений,
  • разграничить двусоставные и односоставные предложения,
  • выяснить, почему предложение «Во всем утомленье, глухое, немое» – двусоставное,
  • выделить две группы односоставных предложений.
Познавательная задача помогает проанализировать названные языковые единицы и понять их грамматическое значение. Разработка каждого конкретного урока соответствует решению УЗ или определенному ее этапу. «Столкнувшись с невозможностью решить возникшую практическую задачу, ребенок должен убедиться в том, что причина затруднений в недостаточности имеющихся в его распоряжении способов действия. Результатом оценки ситуации является постановка задачи на поиск способа действия.» (ВВ Репкин ). В 5 классе, по утверждению психологов, завершается процесс формирования всех компонентов учебной деятельности как основного , ведущего типа деятельности учащихся 2 – 5 классов. На практике часто мы только в 5 классе вводим учащихся в процесс решения учебных задач, формируя орфографический навык. Помочь пятикласснику включиться в решение учебных задач, обрести вкус к учебной деятельности и успешно завершить процесс формирования основных компонентов учебной деятельности – значит подготовить учащихся к овладению ведущим типом деятельности среднего школьного возраста – деятельностью интимно-личностного общения. На основе материалов, предлагаемых ВВ Репкиным для уроков обучения грамоте в системе развивающего обучения, можно построить уроки в 5 классе традиционной системы обучения по следующим темам:
  • " Что такое речь?"
  • "Что такое предложение?"
  • "Что такое слово? Из чего оно состоит?"
  • "Что такое слог? Как разделить слово на слоги?"
  • "Что такое ударение? Как правильно поставить в слове ударение?"
При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия. Ребенок затрудняется ответить на вопрос: «Почему безударные гласные в корне нужно проверять? Почему проверяем, ставя под ударение?» ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1592

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340