Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Автор(ы): Бадулин Яков Яковлевич, учитель русского языка и литературы, истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения. Задачи: - развить логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
- донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.
Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления? Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Ход урока I. Чтение и обсуждение эпиграфа На доске эпиграф: Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.Д.С. Мережковский | Учитель: В голове главного героя давно родилась какая–то идея, которая затмила собою все остальные дела и мысли. Полубольной студент бродит по душному городу, сторониться людей и упорно обдумывает какой-то “пункт”, какое-то “предприятие”. Какие же мысли тревожат бедного студента? Над чем он так упорно размышляет? Что он затеял? (У Раскольникова есть дело к старухе-процентщице, затем случайная встреча с пьяным чиновником, мысли о матери и сестре, собственная нищета и проблемы с владелицей квартиры.) – Какой же вывод делает герой Достоевского? (Мир тотально несправедлив. К такой мысли его подталкивает и разговор о старухе-процентщице, подслушанный в трактире.) Зачитать разговор студента и офицера. ч. I гл. 6. Студент утверждает: “Арифметика”. “Конечно, она недостойна жить…, но ведь тут природа” – парирует офицер. – Давайте разберёмся, что такое “природа” в романе, а что “арифметика”? Как можно разделить героев романа? “Природа” – естественный ход жизни, закон духовности | “Арифметика” – простой, жёсткий, шкурный расчёт | Соня, Мармеладов | Лужин | Разумихин | Свидригайлов | Дуня, мать Раскольникова | старуха-процентщица | Лизавета | | – Куда же мы можем отнести Родиона Раскольникова? (Люди “природы” испытывают лишь боль и страдания; а люди, живущие простым расчётом, являются хозяевами жизни. Раскольников, желая исправить чудовищную несправедливость, невольно избирает “арифметику”.) II. – Вспомните теорию Раскольникова. - Делит людей на два разряда;
- “Необыкновенные” люди, если потребуется, разрешают себе “перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь”;
- Эти люди – преступники потому, что, неся новое слово, отрицают прежние законы).
– Что могло подтолкнуть героя к такой “арифметике”? (большой бездушный город; бедность; ненависть людей друг к другу; увлечение Родиона новыми идеями; распад моральных устоев и в обществе, и в душе героя; повседневные лишения; страх перед будущим; “наполеоновская идея”). – А сейчас самое время вспомнить, кто же такой Наполеон и почему “наполеоновская идея” жива до сих пор? ( Наполеон – герой времени, под знаком этого человека прошёл весь XIX век. Пушкин и Лермонтов писали о нём, в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с другой стороны- повелитель, владыка мира, герой… Позже Наполеону даст оценку и Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”. Итак, Раскольникова мучает вопрос: “Наполеон посмел – из небытия вознесся в бессмертие, а что же он?” – Кого из литературных героев XIX века терзают сходные вопросы? (Германа из “Пиковой дамы” А.С.Пушкина). – Есть ли точки соприкосновения между героями Достоевского и Пушкина? - Они желают всего и сразу.
- Становятся убийцами, хотя Герман и косвенно.
- Вступают в поединок с судьбой.
- Забыв христианские заповеди “ не убий”, “не укради”, готовы взять на душу грех.
- Прощают” себе совершённые преступления.
– Но в героях можно найти и много различий. Каковы же они? Различия. Герман | Родион | Идёт на этот шаг ради денег. | Ради идеи (не знает, сколько взял денег). | Ужасается, что со смертью графини потеряна разгадка карт. | Ужасается, что не выдержал испытания, “он – тварь дрожащая”. | Совесть молчит, не выполняет обещания жениться. | Совесть проснулась, “отрезает” себя от людей. | Во время преступления хладнокровен. | Нервничает, действует машинально. | Автор иронизирует над своим героем: “маленький”, “пошлый” Наполеон. | Автор, ужаснувшись, жалеет героя; показывая, через какие нравственные муки проходит Родя. | Сходит с ума. | Есть надежда, что воскреснет к новой жизни. | Вывод: Теория Раскольникова не нова; личности, похожие на Родиона, не исключение из правил. Пушкин в образе маньяка, жалког...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1327
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|