Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание


Автор(ы): Бадулин Яков Яковлевич, учитель русского языка и литературы, истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения.
Задачи:
  • развить логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
  • донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.
Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение эпиграфа

На доске эпиграф:
Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.Д.С. Мережковский
Учитель: В голове главного героя давно родилась какая–то идея, которая затмила собою все остальные дела и мысли. Полубольной студент бродит по душному городу, сторониться людей и упорно обдумывает какой-то “пункт”, какое-то “предприятие”. Какие же мысли тревожат бедного студента? Над чем он так упорно размышляет? Что он затеял? (У Раскольникова есть дело к старухе-процентщице, затем случайная встреча с пьяным чиновником, мысли о матери и сестре, собственная нищета и проблемы с владелицей квартиры.)
– Какой же вывод делает герой Достоевского? (Мир тотально несправедлив. К такой мысли его подталкивает и разговор о старухе-процентщице, подслушанный в трактире.)
Зачитать разговор студента и офицера. ч. I гл. 6.
Студент утверждает: “Арифметика”. “Конечно, она недостойна жить…, но ведь тут природа” – парирует офицер.
– Давайте разберёмся, что такое “природа” в романе, а что “арифметика”? Как можно разделить героев романа?
“Природа” – естественный ход жизни, закон духовности “Арифметика” – простой, жёсткий, шкурный расчёт
Соня, Мармеладов Лужин
Разумихин Свидригайлов
Дуня, мать Раскольникова старуха-процентщица
Лизавета
– Куда же мы можем отнести Родиона Раскольникова? (Люди “природы” испытывают лишь боль и страдания; а люди, живущие простым расчётом, являются хозяевами жизни. Раскольников, желая исправить чудовищную несправедливость, невольно избирает “арифметику”.)

II.

– Вспомните теорию Раскольникова.
  1. Делит людей на два разряда;
  2. “Необыкновенные” люди, если потребуется, разрешают себе “перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь”;
  3. Эти люди – преступники потому, что, неся новое слово, отрицают прежние законы).
– Что могло подтолкнуть героя к такой “арифметике”? (большой бездушный город; бедность; ненависть людей друг к другу; увлечение Родиона новыми идеями; распад моральных устоев и в обществе, и в душе героя; повседневные лишения; страх перед будущим; “наполеоновская идея”).
– А сейчас самое время вспомнить, кто же такой Наполеон и почему “наполеоновская идея” жива до сих пор?
( Наполеон – герой времени, под знаком этого человека прошёл весь XIX век. Пушкин и Лермонтов писали о нём, в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с другой стороны- повелитель, владыка мира, герой… Позже Наполеону даст оценку и Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”.
Итак, Раскольникова мучает вопрос: “Наполеон посмел – из небытия вознесся в бессмертие, а что же он?”
– Кого из литературных героев XIX века терзают сходные вопросы? (Германа из “Пиковой дамы” А.С.Пушкина).
– Есть ли точки соприкосновения между героями Достоевского и Пушкина?
  1. Они желают всего и сразу.
  2. Становятся убийцами, хотя Герман и косвенно.
  3. Вступают в поединок с судьбой.
  4. Забыв христианские заповеди “ не убий”, “не укради”, готовы взять на душу грех.
  5. Прощают” себе совершённые преступления.
– Но в героях можно найти и много различий. Каковы же они?
Различия.
Герман Родион
Идёт на этот шаг ради денег. Ради идеи (не знает, сколько взял денег).
Ужасается, что со смертью графини потеряна разгадка карт. Ужасается, что не выдержал испытания, “он – тварь дрожащая”.
Совесть молчит, не выполняет обещания жениться. Совесть проснулась, “отрезает” себя от людей.
Во время преступления хладнокровен. Нервничает, действует машинально.
Автор иронизирует над своим героем: “маленький”, “пошлый” Наполеон. Автор, ужаснувшись, жалеет героя; показывая, через какие нравственные муки проходит Родя.
Сходит с ума. Есть надежда, что воскреснет к новой жизни.
Вывод: Теория Раскольникова не нова; личности, похожие на Родиона, не исключение из правил.
Пушкин в образе маньяка, жалког...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1327

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340