Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?
Автор(ы): Лотова Татьяна Павловна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Работа начальной школы гимназии ведётся по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение в котором центром педагогической системы становится ребёнок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учёт возрастных особенностей ребёнка и его “ведущей личностной направленности” (учебной и познавательной направленности, направленности на общение), сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний. Такое обучение создаёт наиболее благоприятные условия для развития самостоятельной познавательной деятельности, использования исследовательских и проблемных методов в коллективно-распределительной и совместной с учителем деятельности. Замечу, что содержание учебного материала должно совпадать с уровнем развития познавательных способностей ребёнка, что обеспечивает осмысленность усвоения. Предлагаю урок русского языка, проведённый во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом. Тема урока: “Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?” Цель урока: - обобщить знания учащихся об имени существительном;
- пронаблюдать над словами – признаками; формировать умение ставить к ним вопросы и выделять существенные и несущественные признаки предметов;
- определить роль прилагательных в русском языке;
- развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение выделять существенные и несущественные признаки предметов;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока 1. Минутка чистописания. На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА - Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос.
(Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.) - Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах.
(Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…) - Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.
2. Актуализация знаний. На доске записан главный вопрос урока: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте слова и разделите их на две группы. На доске карточки: коса, рыжие, гаечный, язык, ключ, длинный, окно, русая, лисички, большое. (Дети называют слова первой и второй группы, учитель меняет карточки местами.) коса | язык | ключ | окно | лисички | | | рыжие | гаечный | длинный | русая | большое | | - По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Это имена существительные)
- Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)
- Какой ещё признак объединяет эти слова? (Многозначность.)
(Дети приводят примеры значений каждого слова.) - Как же уточнить значение многозначных слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретится.)
- Какие признаки имен существительных вы знаете? ( Существительные бывают одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.)
3. Работа с сигнальными карточками. Запись на доске: - сущ., одуш., собст., ед.ч., м.р.
- сущ., неодуш., нариц., ед.ч., ж.р.
- сущ., одуш., нариц., мн.ч., ?.
Выберите существительное к которому подходит первая схема разбора? Вторая схема? Третья схема? (Рядом с каждым существительным учитель вывешивает условные обозначения: красный круг – коса, синий круг – ключ, зелёный круг – язык, красный квадрат – окно, синий квадрат – лисички. Такие же сигнальные карточки есть у каждого ребёнка. Дети находят слово, соответствующее данному морфологическому разбору, и поднимают ко второй схеме красный круг, к третьей схеме – синий квадрат, к первой схеме сущ. нет.) - Что обозначает вопросительный знак в третьей схеме? (Во множественном числе нельзя определить род. Надо поставить слово в единственное число.)
- К каждому существительному подберите подходящее по смыслу слово из второго столбика.
- Что обозначают подобранные к существительным слова? ( Признаки предметов.)
- Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
(Коса какая? русая; язык какой? длинный; ключ какой? гаечный; окно какое? большое; лисички какие? рыжие.) - Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? называются именами прилагательными. Они подчеркиваются волнистой линией.
На доске появляется карточка с записью: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ обозначает признак предмета отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | 4. Физкультминутка. Если услышите существительное – подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово прилагательное – присядете, руки вперёд. Сады, ребёнок, холодная, лето, кудрявый, страна, осень, тополь, молодые, лужи, хмурые, капля. 5. Открытие новых знаний. - Для чего же нужны в русском языке слова–признаки?
Послушайте текст. (Учитель читает текст 2 раза.) А) Наступила весна. Пригрело солнышко. Тает снег. Побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел песенку. Б) Наступила ранняя весна. Пригрело ласково...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3580
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|