Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках развития речи - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках развития речи


Автор(ы): Радиченко Валерия Брониславна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л. М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи…
Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому относят программу “Школа-2100”, используемую в начальной школе, и некоторые программы основной школы, например, программу М. М. Разумовской по русскому языку. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Например, так работает эта технология на уроке в 5 классе по теме “Сочинение-описание состояния природы и человека в зимний день”:
Тип урока: урок-письмо.
Цель урока: описать состояние природы и человека в ясный зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художником К. Ф. Юоном (репродукция картины “Русская зима”).
Задачи:
  1. Создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в ясный зимний день.
  2. Формирование умения учащихся составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
  3. Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
Технологическая карта урока
1. Стадия вызова 2. Стадия осмысления 3. Стадия рефлексии
Инвентаризация Составление чернового текста Чтение вслух на данном уроке.Публикации в классном уголке.
Правка
Ход урока
Организационный момент, обозначение темы урока, цели и задач.

2 минуты

I. Стадия вызова. Инвентаризация.

Музыкальная иллюстрация – Вивальди “Времена года. Зима.”
У:
- Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своем произведении? Почему?
- А сейчас попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас зима? Представьте себе ясный зимний день, когда на синем-синем небе весело и победно сияет солнце, искрится до боли в глазах выпавший ночью снег… Продумайте, вспомните и представьте все-все, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.
5 минут
II. Стадия осмысления.
Составление чернового варианта.

У:
- А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полутом мысли, зафиксировать все, что приходит в голову. Вдумывайтесь, вслушивайтесь, ощущайте.
- Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн. (памятка “Синквейн – особая форма понимания происходящего” выдается детям на таких уроках по развитию речи)
10 минут

У:
- Теперь обратите внимание на репродукцию картины К. Ф. Юона “Зимний день” и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания. О чем еще помог вам вспомнить художник? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?
5 минут
II. Стадия осмысления.
Правка.

У:
- Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте что, что считаете нужным.
3 минуты
У:
- А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.
Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задавая вопросы и отвечая на них. Возможные вопросы:
- Понятно ли тебе настроение, которое я хотел передать?
- Какую часть написанного можно конкретизировать, распространить?
- Теряется ли нить повествования при чтении текста?
- Какие цвета можно подобрать для создания более выразительной картине зимнего дня?
(памятки по работе в парах и группах и по условным обозначениям при правке и редактировании текста есть у детей на партах)
Дети пишут улучшенные варианты сочинений.
5-6 минут
III. Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух.

На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свой текст вслух, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что особенно понравилось, заинтересовало.
Домашнее задание:
Доработать текст с точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики, оформить чистовик.
Все творческие работы учащихся публикуются в классном уголке, лучшие – на школьном стенде творческих работ или в школьной газете компьютерной верстки “Кухня”.
Материалы для работы с учащимися.
Памятка 1.
“Синквейн – особая форма понимания происходящего”

Синквейн – это особое пятистишие, которое строится по следующим правилам:
В первой строке называется тема стихотворения, выраженная обычно одним словом, чаще – существительным.
Во второй – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках заданной темы, обычно глаголами.
Четвертая – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая – одно слово-синоним первому, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Схема:
  • Существительное.
  • Прилагательное, прилагательное.
  • Глагол, глагол, глагол.
  • Предложение – отношение к теме.
  • Синоним к первой строке.
Памятка 2
Из словаря синонимов…

Белый, белоснежный, алебастровый, молочный.
Сверкающий, блестящий, блистающий, переливающийся, горящий, искрящийся, искристый,
Сверкать, блестеть, блистать, сиять, гореть, играть, поблескивать, звездиться, переливаться, искриться.
Яркий, ослепительный, слепящий.
Яркость, ослепительность, красочность, колоритность, насыщенность, выразительность.
Ясный, прозрачный.
Синий, сапфировый, васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный.
Серый, дымчатый, пепельный, свинцовый, мышиный.
Звонкий, серебристый, заливистый.
Треск, хруст, хрустение.
Из словаря сравнений и сравнительных оборотов…
Торжественный, как колокольный звон, как в храме, как в тронном зале, как на сцене.
Тишина глубокая, как ночная вода, звонкая, как струна, чистая, как хрусталь.
Снег, как серебро, как сахар, как скатерть, белым ковром, пышной периной.
Сиять, как алмаз, как бриллиант, как золото, как живые звезды.
Сверкать, как драгоценности, как алмазная радуга, как...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2077

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340