Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование формы устного журнала при изучении темы Лексика на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование формы устного журнала при изучении темы Лексика на уроках русского языка


Автор(ы): Антропова Галина Александровна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет.
Л.Толстой.
Пояснительная записка
Речь ярко характеризует человека, она – зеркало его интеллекта. Муки поиска нужного слова известны каждому. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Поэтому объяснимо то большое внимание, которое отводится изучению лексики на уроках русского языка в педагогических колледжах.
В соответствии с требованиями Госстандарта и рабочими программами по русскому языку лексика изучается, с одной стороны, как раздел науки о языке, с другой – как совокупность всех слов языка. Для реализации первого пути изучения лексики программой определены теоретические сведения, подлежащие усвоению (слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова; прямое и переносное значение слова; понятие о синонимах, антонимах, омонимах; общеупотребительные, профессиональные, диалектные, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, фразеологизмы); для реализации второго пути вычленены опорные лексико-стилистические умения и навыки целенаправленного выбора слов для построения высказываний всех типов и стилей речи (точное, выразительное, уместное употребление слов). Согласно программе лексика изучается на 1 курсе.
Тема: «Синонимы. Антонимы. Заимствованная лексика: старославянизмы, иноязычные слова»
Цели:
  • Знакомство с лексикой современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Дать теоретические сведения о старославянизмах, об их особенностях; сведения об иноязычных словах. Воспроизвести знания по теме «Синонимы. Антонимы».
  • Развитие навыков орфографически правильного письма, развитие связной устной и письменной речи.
  • Воспитание уважения к богатством русского языка.
Задачи:
  • Обобщить материал по теме «Синонимы. Антонимы».
  • Развитие творческих способностей студентов.
Оборудование: Страницы устного журнала: «Пестрое семейство», «Великое противостояние», «Легендарная быль славян», «Знакомые незнакомцы», карточки, таблица «Особенности старославянизмов», аудиозапись «Звон колоколов», атрибуты к сценкам, выставка книг (словари антонимов, синонимов, иностранных слов).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: устный журнал.
Продолжительность: 90 минут.
План урока:
1. Организационное начало
2. Постановка целей урока
3. Объяснение материала
4. Выступление творческих групп
5. Обобщение материала
6. Итог урока
ХОД УРОКА
1. Организационное начало
2. Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по просторам русского языка. Узнаем много интересного о лексике русского языка, ее особенностях, о жителях этой страны. И в этом нам поможет журнал «Лексика». Пролистав его страницы, мы вспомним материал об антонимах, синонимах, познакомимся со старославянизмами, узнаем историю некоторых слов, пришедших в русский язык из других языков. Итак, в путь…
3. Объяснение материала
Первая страница «Пестрое семейство» посвящена синонимам – разнозвучащим, но равнозначным словам и выражениям, изобилие которых в русском языке является красноречивым показателем его силы и гибкости.
Синонимы: гостиная, салон.
Недоумением напрасно ты смущен:
Гостиная – одно, другое есть салон:
Гостиную найдешь в порядочном трактире,
Гостиную найдешь и ты в своей квартире,
Салоны ж созданы для избранных людей.
(П.Вяземский.)
Вопросы для беседы
  1. Почему данное стихотворение помещено на странице «Пестрое семейство»?
  2. Какие слова – синонимы представлены в тексте?
  3. Какое значение у слова гостиная и у слова салон?
  4. Что обозначают синонимы?
Далее учащиеся представляют исследовательский материал по синонимам.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же понятие, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, синонимы могут обозначать один и тот же предмет: дорога, путь; один и тот же признак предмета: заботливый, внимательный; одно и то же действие предмета: извинить, простить.
У многозначных слов в одном значении – одни синонимы, а в другом – другие, например: тихий голос – глухой, тихая езда – медленная, небыстрая, тихий человек – скромный.
Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими. Примеры: болтать, говорить.
Контекстуальные синонимы – это слова, сближающиеся своим значением в условиях контекста, выражая общие понятия, например: он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Общее понятие – нездоровая рука.
Для закрепления теоретических сведений и для пополнения методической копилки студенты выполняют ряд игровых упражнений.
Игра «Аукцион»
Задание: назвать слово-синоним к данному слову.
Спор – диспут, дискуссия, полемика, словопрение, пререкания.
Передвигаться – бежать, лететь, ехать, скакать, двигаться.
Холодный – мерзлый, ледяной, студеный.
Игра «Кто хочет стать грамотным»
Задание: расположите синонимы в порядке возрастания, вставив пропущенные буквы.
Б…льшой
Г…ган…ский
Гр…мадный
Исп…линский
…громный
Выполнив упражнения, студенты определяют правила употребления синонимов в речи.
Учитель подтверждает реальное существование этих правил у известного лингвиста В.И.Кодухова.
Первое правило гласит: выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в них нужную тебе сторону. Например, слово ОШИБКА означает «неправильный поступок или действие». Однако ошибки бывают разные – ошибка может быть незначительной (тогда лучше сказать – ПОГРЕШНОСТЬ), крайне досадной (тогда говорят – ЛЯПСУС), случайной (это – ОПЛОШНОСТЬ), неумышленной (ПРОМАХ).
Второе правило указывает: выбирай такое слово, которое больше всего подходит стилю твоей речи, твоего рассказа, твоего выступления.
Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним. Отрицательным смыслом наполнены, например, слова КЛИКА И КРИТИКАН, шуткой и иронией – ВОЯКА, одобрением и восхищением – ОРЕЛ (о человеке отважном и смелом). Не забывай: слово может окрылить, но слово может и ранить.
Помни: слова – одежда твоих мыслей. Пусть же слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными. Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.
В заключение студенты делают вывод: синонимы делают нашу речь точной, придают ей выразительность, позволяют избежать повторов.
Вторая страница «Великое противостояние» рассказывает о существовании в системе языка антонимов – слов разнозвучащих и противозначных, к которым мы прибегаем, чтобы выразить контрастные понятия, противопоставить одно явление другому, рельефнее подчеркнуть антагонистическую непримиримость изображаемого.
Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень ...
(А.С.Пушкин.)
Вопросы для беседы:
  1. Почему слова А. С. Пушкина помещены на странице «Великое противостояние»?
  2. Найдите антонимы в тексте. Что они обозначают?
  3. Приведите свои примеры антонимов.
Затем студенты выступают со своими творческими отчетами.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы называют противоположные качества или свойства: твердый – мягкий, умный – глупый; пространственные и временные отношения: вверх – вниз, рано – поздно.
У многозначных слов в одном значении одни антонимы, а в другом – другие. Например: тихий голос – громкий голос, тихая езда – быстрая езда.
В литературоведении антонимы используются в заглавиях произведений у многих авторов. «Война и мир» Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
В произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется антитезой.
Пример антитезы – в начале страницы.
Для развития умений использовать антонимы в своей речи предлагается выполнить следующие упражнения.
Игра «Бумеранг»
Задание: сочетание, пущенное к вам, должно вернуться антонимом.
Близкий берег – далекий берег
Близкий человек – далекий человек
Веселая комедия – скучная комедия
Веселое настроение – грустное настроение
Глубокий колодец – мелкий колодец
Глубокие знания – поверхностные знания
Мелкая рыба – крупная рыба
Мелкая река – глубокая река
Игра «Кто быстрее»
Задание: подобрав к словам антонимы, у вас получится слово.
Грязный – чистый
Искусственный – естественный
Трусливый – смелый
Мягкий – твердый
Грубый – нежный
Замкнутый – общительный
Слабый – сильный
Светлый – темный
+ ь
Ответ: честность
Далее студенты делают вывод: какова функция антонимов в нашей речи .
Антонимы делают нашу речь выразительной, позволяют использовать прием противопоставления.
Следующие страницы посвящены заимствованной лексике. Учащиеся знакомятся со старославянизмами, иноязычными словами.
Третья страница «Легендарн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2546

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340