Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок риторики и русского языка в 6-м классе по теме: Употребление деепричастий в речи - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок риторики и русского языка в 6-м классе по теме: Употребление деепричастий в речи


Автор(ы): Маевская Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: “Употребление деепричастий в речи”
Единица содержания – критерий правильности употребления деепричастий в соответствии с грамматическими нормами языка на материале текстов официально-делового стиля. Критерий вытекает из определения деепричастия и сводится к соотношению действия, выраженного деепричастием, с подлежащим.
Развивающая цель – выведение критерия правильности употребления деепричастий в речи в соответствии с нормами языка, а также выявление и применение признаков личного официального письма при составлении собственного текста. Употребление деепричастий является особенностью официально-делового стиля. Как показывает практика, речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастий, являются типичными, распространенными, искажающими смысл сказанного. Так как деловой стиль личного официального письма требует точности и насыщен деепричастиями, то особенно важно интегрировать эти важные темы на этапе завершения их изучения. Умение правильно употреблять деепричастия является частью коммуникативной компетентности.
План урока
1. Анализ двух текстов художественных произведений-отрывков из пьесы А.П. Чехова “Юбилей” и комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.

Мерчуткина. Изволите ли видеть, ваше превосходительство, муж мой, губернский секретарь Мерчуткин, был болен пять месяцев, и пока он лежал дома и лечился, ему без всякой причины отставку дали, ваше превосходительство, а когда я пошла за его жалованьем, то они, изволите ли видеть, взяли и вычли из его жалованья двадцать четыре рубля тридцать шесть копеек. За что?– спрашиваю. “А он, говорят, из товарищеской кассы брал и за него другие ручались”. Как же так? Нешто он мог без моего ведома брать? Так нельзя, ваше превосходительство! Я женщина бедная, только и кормлюсь жильцами…Я слабая, беззащитная… От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу. Я, батюшка, в пяти местах уже была, нигде даже прошения не приняли. Помогите, ваше превосходительство!
Купцы. Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает. Ему всего мало. Ей-ей! придет в лавку и , что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: “Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне”. Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. Ей-ей. А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. “Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!” Так уж сделайте такую милость, ваше сиятельство! Если уже вы, то есть, не поможете в нашей просьбе, то уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай.
- Что общего в содержании этих текстов? (Коммуникативная задача - жалоба)
- Что можно сказать о стиле этих текстов? (Разговорный)
2. Анализ отрывка из повести Н. В. Гоголя “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” (прошение в суд Ивана Ивановича Перерепенко).
- Что общего у этого текста с предыдущими? (Коммуникативная задача-жалоба)
- А чем этот текст отличается? (Официально-деловой стиль; это жалоба не устная, а письменная)
- Назовите признаки делового стиля в этом письме (деловая лексика, обилие причастий, деепричастий, употребление точных цифр, соответствующий синтаксис).
Вывод: это пример личного письма, содержание которого связано с личной жизнью адресанта, но это личное официальное письмо, так как адресант находится в официальных отношениях с адресатом и стиль письма деловой. Коммуникативным условием составления личного официального письма является официальная сфера общения. Умение писать личные официальные письма необходимо каждому человеку. В результате этого этапа урока появляется запись. Личное официальное письмо: коммуникативная задача – жалоба; стиль – официально-деловой; отношения между адресантом и адресатом – официальные; содержание – личное.
3. Анализ фрагмента “ Жалобной книги” А.П.Чехова. “Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка…(зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим…(зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки…(далее все зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7 класса Курской гимназии Алексей Зудьев”.
Творческая работа-составление жалобы по заданному началу с использованием причастных и деепричастных оборотов, которые тоже являются признаком делового стиля (это выявляется в ходе анализа приведенных при...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1545

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340