Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Природа, космос, мироздание в лирике А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого (конспект урока)
Автор(ы): Мальцева Юлия Павловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оформление урока: портреты поэтов, рисунки соответствующие творческому видению поэтов, в центре – большой рисунок, изображающий мироздание как лик женщины (символ). Звучит космическая музыка ( “Спейс”: “Волшебный полет”). На большом белом “камне” сидит девушка в белом (ученица). Ученица: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитающие в воде, морские звезды и те, которых нельзя видеть глазом, – cловом, все жизни совершают свой жизненный круг. Уже тысячи веков, как земля населена живыми существами, и эта бледная луна зажигает свой фонарь. На лугу просыпаются с криком журавли, майские жуки слышны в липовых аллеях. Тела живых существ превращаются в камни, воду, в облака, а души сливаются в одну. Во мне живут все души. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все… Я открываю уста, чтобы говорить. Слышите ли вы меня…, меня…, меня… (Фрагмент написан по мотивам чеховской “ Чайки”). ( Музыка). Учитель. Голос природы зовет и манит к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир. Конечно, на эти вопросы в первую очередь искала и ищет ответы наука. Но искусство – это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Как же это сделали поэты XIX–XX веков: А.Фет, Ф.Тютчев, Б.Пастернак, Н.Заболоцкий? I. А. Фет. ...Вчитываюсь в прекрасные строки, душа замирает, очарованная магией поэзии. Поэт не старается списывать природу, а преимущественно воспроизводит впечатления природы на свою душу. (Сообщение ученика об особенностях фетовской поэзии). А.Фет в природе видит гармонию, чувство, которое испытывает поэт, – это восторг души, очарованной природой. Любимое время суток у поэта – ночь. Послушаем литературно-музыкальную композицию на тему: “Здравствуй, ночь”. (Литературно-музыкальные композиции составлены учителем и учащимися). ( Бетховен: “К Элизе”). 1 ученик. Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя, Тихая, теплая, Серебром окаймленная! Робко, свечу потушив, подхожу я к окну… Меня не видать, зато сам я все вижу… 2 ученик. Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песней соловьиной Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной – и последней, может быть. (Вивальди: “Времена года”, “Весна”). 3 ученик. Я долго стоял неподвижно, В далекие звезды вглядясь, – Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Я думал…, не помню, что думал, Я слушал таинственный хор, И звезды тихонько дрожали, И звезды люблю я с тех пор… 4 ученик. Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна; Сладки уста красоты В тихую, звездную ночь. Друг мой! В сияньи ночном Как мне печаль превозмочь?.. Ты же светла, как любовь, В тихую, звездную ночь. Друг мой, я звезды люблю – И от печали не прочь… Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь. 5 ученик. Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной…, я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу. 6 ученик. Как нежишь ты, серебряная ночь, В душе расцвет немой и тайной силы! О окрыли – и дай мне превозмочь Весь этот тлен бездушный и унылый! Какая ночь! Алмазная роса Живым огнем с огнями неба в споре, Как океан, разверзлись небеса, И спит земля – и теплится, как море. Мой дух, о ночь, как падший серафим, Признал родство с нетленной жизнью звездной И, окрылен дыханием твоим, Готов лететь над этой тайной бездной. 7 ученик. Целый мир от красоты От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, – человечно. II. Ф.Тютчев. Удивительный и своеобразный поэт. Так же, как и А.Фет, Тютчев – вдохновенный певец природы, но Тютчев – прежде всего поэт-мыслитель. ( Сообщение ученика об особенностях поэзии Тютчева). “По свойству своего таланта Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль…”. Тютчев не просто любуется природой, а она обычно вызывает у него размышления о загадках мироздания, вечных вопросах бытия. Какие же тайны не дают покоя поэту? О чем заставляет задуматься поэта природа? Анализ стихотворений: “В небе тают облака” (вечность природы) “Не то, что мните вы, “природа”… (особый язык) “О чем ты воешь, ветр ночной” (хаос в природе) “Ночное небо так угрюмо” (непостижимость ее) “Как океан объемлет шар земной” (беспредельность мира) “Последний катаклизм” (эволюция мироздания) “Природа – сфинкс” (таинственность) III. В XX веке традиции А.Фета и Ф.Тютчева продолжает Борис Пастернак. Но продолжает по-своему. Он мастер своеобразного пейзажа. (Сообщение ученика об особенностях поэзии Б. Пастернака). (Песня. Музыка М. Таривердиева на стихи Б. Пастернака: “Никого не будет дома”). В пейзаже Б. Пастернака “…границы между человеческим и природным миром настолько размываются, что “и шелест листьев был как бред.”, “Здесь уже не человеческий мир уподобляется природному и раскрывается через него, а наоборот”. У Пастернака деревья спорят о человеке с ветром, демон обещает вернуться лавиною. Отсюда и особая метафоричность его поэтического языка. Чтение понравившихся метафор (домашнее задание) - Заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября.
- Пусть ветер рябину занянчив, пугает ее перед сном.
- Пред ним стоит на перекрестке, который полузанесло,
- Береза со звездой в прическе и смотрится в его стекло и т.д.
Несмотря на сложность поэтических образов, поэзия Пастернака эмоциональна, потому что он любуется природой, ощущает полное единение с нею. Дождь – любимое явление природы поэта. Послушаем литературно-музыкальную композицию на тему дождя. 1 ученик. Устанешь – погоду проведать пойдешь, Засасывает писать без отрыву. Наскучит – и к двери. А за дверью – дождь. Как рис из мешка и как град торопливый. (“Событье сада”). 2 ученик. Ужасный! Капнет и вслушается. Все ли он один на свете Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель… (“Плачущий сад”). 3 ученик. …Косые капли. У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня! Я чувствовал, он будет вечен, Ужасный, говорящий сад. Еще я с улицы за речью Кустов и ставней – не замечен; Заметят – некуда назад: Навек, навек заговорят. (“Душная ночь”). 4 ученик. У капель – тяжесть запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слез. Моей тоскою вынянчен И от тебя в шипах, Он ожил ночью нынешней, Забормотал, запах. ( “Ты в ветре, веткой пробующем…”). 5 ученик. Пронесшейся грозою полон воздух. Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздых Сирень вбирает свежести струю. Все живо переменою погоды. Дождь заливает кровель желоба, Но все светлее неба переходы И высь за черной тучей голуба (“После грозы”). 6 ученик. А спустишься в этот же сад ввечеру,
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1855
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|