Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области Информатика и ИКТ - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области Информатика и ИКТ


Автор(ы): Волков Юрий Павлович, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”.
Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Методы развивающего обучения должны быть направлены на то, чтобы организовать и поддерживать учебную активность учащихся, обеспечивающую достижение целей обучения.
Реализация методов развивающего обучения требует принципиально нового взаимоотношения учителя с учеником. Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.
Для сотрудничества необходимы два условия: развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства. Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.
Как зачастую было раньше, да происходит в отдельных случаях и сейчас?
Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов- II уровень развития). Безусловно, нашему обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития).
Поэтому требуют коренного изменения, кроме отношения к учащимся, и дидактические процессы, и организационные формы обучения.
Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.
Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.
Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них.

Прием первый:
апелляция к жизненному опыту учащихся.
Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.
Так, например, при изучении темы “Текстовый редактор” можно рассказать о возможностях текстового редактора и преимуществах компьютерного набора текста, показать красиво оформленные текстовые документы, выполненные учащимися старших классов (грамоты, дипломы, открытки).
Обращение к жизненным ситуациям – это далеко не только прием для создания мотивации. Более важным аспектом здесь является то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. И не только сам факт применимости, а технологию их применения.
Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах.
Этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики, физики. Привести примеры решения подобных задач.
Прием третий: создание проблемной ситуации.
В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. Интерес может возникнуть в силу парадоксальности ситуации, как это имеет место, например, при изучении темы “Измерение количества информации”, или в силу простоты решения проблемы с помощью компьютерных технологий (использование встроенных функций в электронных таблицах).
Прием четвертый: использование занимательного сюжета.
Занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Более подробно об этом приеме будет рассказано ниже.
Прием пятый: ролевой подход.
В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “ветвление”, то это точное исполнение команды, посредством которой данная конструкция реализуется. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.
Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность учащихся в усвоении предлагаемого учебного материала.
Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда; в том, что он выбирает задачи по своему вкусу; в том, что творчество каждого ребенка получает признание и оценку; в том, что каждый из детей на самом деле уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Педагогика сотрудничества направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
Назову некоторые приемы и способы взаимодействия учителя с учениками, способствующие развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Выдача заданий разного уровня сложности.
Домашние задания, как правило, готовлю трех уровней сложности. Первый уровень – базовый. Это задание обязательно для выполнения всеми учениками класса. Второй уровень – повышенный, а третий уровень – сложный. Эти задания выполняются учениками по желанию. Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
  • Прием “трудная задача”.
Подготовлены задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку.
  • Выполнение конкурсных заданий и решение задач из газеты “Информатика” издательского дома “Первое сентября”.
На стенде вывешиваются конкурсные задания и задачи из вкладки “В мир информатики” газеты “Информатика” издательского дома “Первое сентября”. Любой ученик может попробовать выполнить это задание или решить задачу. Ответы высылаются в редакцию. Фамилии всех приславших правильные ответы публикуются в очередном номере газеты, а лучшие – награждаются дипломами.
  • Исторический экскурс к истокам изучаемых вопросов, более глубокое освещение отдельных проблем.
Ученики готовят доклады и рефераты на темы, выходящие за рамки школьной программы, по которым они выступают на уроках.
  • Решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий, в том числе из других предметных областей.
Именно при решении задач из других предметных областей (математики, физики, истории, географии, биологии, экономики и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.
  • Выполнение творческих работ при изучении информационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся 7-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, 8-х классов - СУБД Access и Excel, в 9-ом классе - с использованием PowerPoint и Pascal.
  • Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).
Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.
Факультативные занятия по информатике в школе ведутся с 3-его класса с использованием универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого, разработанной в 1995 году российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.
В четвертом классе учащиеся работают над созданием собственных проектов, конкурс которых проводится в апреле – мае месяцах.
Факультативные занятия в 5 и 6 классах строятся на базе программы ЛогоМиры, позволяющей создавать компьютерные проекты с использованием более широкого набора объектов, их свойств и действий и являющейся прообразом объектно-ориентированного программирования.
Младшие школьники с удовольствием работают над созданием компьютерных проектов и принимают участие в конкурсах. Спектр проектов широк и многообразен: от простейших поздравительных открыток до интереснейших мультимедиа продуктов, таких как “Солнечная система”, “Природные зоны России”, “Созвездия северного полушария”, компьютерные игры, визуализированные фрагменты сказок и т.д.
Интеллектуальные способности школьников на начальной ступени образования формируются за счет развития любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления.
Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.
Базовый курс информатики в школе изучается в 7-9 классах. Факультативная и кружковая работа в этот период направлена на более углубленное изучение тем базового курса, а так же обеспечение нового подхода к обучению информатике – осуществление целенаправленной деятельности по развитию интеллекта школьника, его умственных и творческих способностей. Факультативный курс, проводимый с учениками 7-9 классов, так и называется “Когнитивная информатика”, то есть развивающая информатика.
Факультативный курс “Когнитивная информатика” включает в себя ряд основных модулей, соответствующих тематическому плану базового курса информатики:
  • Представление информации (информация и языки, кодирование информации, количество информации и вероятность, представление числовой информации, логическая информация и основа логики).
  • Компьютерная информация и архитектура ЭВМ (представление информации в компьютере, архитектура ЭВМ и программный принцип работы компьютера).
  • Информационно-коммуникационные технологии (текстовые и графические редакторы, разновидности текстовых и графических файлов, базы данных, электронные таблицы, компьютерные телекоммуникации, Web-сайты и HTML документы).
  • Информационные модели (понятие системологии, информационные модели на графах, табличные информационные модели, компьютерное математическое моделирование).
  • Алгоритмизация и программирование (сложные алгоритмические структуры, программирование сложных алгоритмических структур в Паскале, разнообразие типов данных, процедуры и функции, файлы в Паскале).
Данный факультативный курс реализуется в форме интерактивного обучения, использующего личностно-ориентированный подход к учащимся. Наряду с изучением теоретических основ, большое внимание уделяется решению нестандартных задач, поиску различных вариантов решений. В рамках факультатива рассматриваются конкурсные задания и задачи из вкладки “В мир информатики” газеты “Информатика” издательского дома “Первое сентября”. В практической работе упор делается на самостоятельную и творческую деятельность каждого учащегося.
Учебным пособием факультативного курса является “Информатика. Задачник-практикум” в 2 томах под редакцией И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера.
В рамках факультатива совместно с Сергиево-Посадским Гуманитарным институтом организованы курсы по обучению современным компьютерным технологиям, на которых учащиеся изучают графические редакторы Corel Draw и Photo Shop, издательскую систему Page Maker, систему создания Web-страниц Front Page, программу создания трехмерной графики и анимации 3D Studio MAX и некоторые другие.
В старшей школе (X-XI классы) осуществляется принцип профильной дифференциации и обеспечивается продолжение образования в области информатики в соответствии с требованиями профиля обучения, дифференцированного по содержанию в зависимости от интересов и направленности профессиональной...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2528

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340