Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интегрированный урок русского языка и литературы Письмо как вид речевой деятельности
Автор(ы): Некрасова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: образовательная: формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера. развивающая: развитие логического мышления и связной речи учащихся, совершенствование коммуникативных способностей. воспитательная: формирование понятия о семье и о близких людях как о главном в жизни человека, воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, ответственности за свои поступки. Оборудование: - Учебник литературы 8-го класса под редакцией Г.И. Беленького.
- Иллюстрация к библейской “Притче о блудном сыне”.
- Видеозапись рекламного ролика “Позвоните родителям”.
ХОД УРОКА I. Актуализация. Учащимся предлагается просмотр рекламного ролика “Позвоните родителям” с последующим обсуждением. - Почему сегодня возникла такая необходимость – наряду с рекламой различных товаров и услуг сняли такую рекламу? Возможные варианты ответов: занятость, забывчивость, чёрствость молодого поколения. - Почему позвонить именно родителям, а не другу, брату? Возможные варианты ответов: - Со временем родители “уходят” на задний план. - Свои проблемы люди зачастую пытаются решить при помощи “нужных” людей, а престарелые родители бывают просто некомпетентны или бессильны. В этом и проявляется наш эгоизм. А потом бывает поздно, как это случилось с Настей… Цель: “вхождение в тему”. II. Формирование новых понятий. 1. Слово учителя: - Сегодня мы вспомним прочитанный недавно на уроке литературы рассказ К. Паустовского “Телеграмма”. - Почему на уроке обучения письму мы вспомним рассказ именно под таким названием – “Телеграмма”? Возможные варианты ответов: - В рассказе есть несколько важных эпизодов, связанных с письмом. - Старушку не спасла телеграмма, отправленная ей соседом от лица её дочери Насти – гораздо лучше было бы, если бы она получила именно письмо от дочери. Цель: воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, потребности анализировать свои поступки. 2. Проблемный анализ. Работа с текстом рассказа “Телеграмма”. “Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои интересы, своё счастье. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни… Писем от Насти тоже не было, но раз в два – три месяца молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей…” К какой мысли подводит автор читателя после прочтения этих строк? Возможные варианты ответов: - дочь была занята; - дочь была бессердечна; - письмо для старушки было бы гораздо дороже двухсот рублей (немалые по тем временам деньги – больше пенсии!), которыми старалась “откупиться” Настя. ВЫВОД: Мы вновь пришли к выводу о незаменимости письма, особенно когда речь идёт о родных и близких людях. Цель: развитие навыка выборочного анализа текста, развитие логического мышления и связной речи учащихся. 3. Самостоятельная работа. Вы принесли с собой заготовленные заранее небольшие личные письма, адресованные своим одноклассникам. Проведём небольшой эксперимент, в результате которого сделаем важные для себя выводы. Заполнение таблицы: каждая строка второй половины открывается только после проверки и обсуждения. 1 – С чего начинается личное письмо? 2 - Что идёт после приветствия? 3 – Что в основной части письма? 4 – Есть ли какой-нибудь текст после основной части вашего письма? 5 - Чем заканчивается ваше письмо? Так у меня | Так должно быть | 1 | 1 – (дата), приветствие и обращение | 2 | 2 – вопросы о здоровье, жизни адресата | 3 | 3 – изложение информации | 4 | 4 – выражение уважения, почтения, преданности, любви; прощание | 5 | 5 – подпись, (дата). | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1343
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|