Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Классификация химических реакций
Автор(ы): Шептунова Елена Викторовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Обобщить представление о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ – реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам. Задачи: - Образовательная - систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
- Развивающая - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
- Воспитательная - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: медная проволока, спиртовка, цинк, соляная кислота, перманганат калия, штатив, пробирки, лучинка, вата, хлорид бария, сульфат натрия, серная кислота, вода, учебник химия для 11-го класса, рабочая тетрадь, таблица для заполнения результатов лабораторных опытов, презентация. Методы: - Словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- Наглядный (проектор);
- Практический (выполнение опытов).
Форма работы: групповая, фронтальная. План урока: - Организационный момент. (1 мин)
- Актуализация знаний: (3 мин)
- химическая реакция;
- признаки химических реакций;
- условия протекания химических реакций.
- Изучение нового материала:
- классификация химических реакций (практическая работа). ТБ при работе с кислота и со спиртовкой.
- Закрепление (выполнение упражнений).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока 1. Организационный момент. (1 мин) 2. Актуализация знаний. (3 мин) Без химии ты глух и нем И шагу не шагнешь порою, Не вырастишь хороший хлеб И дом хороший не построишь. Химию любить и не лениться – Значит, понятно будет все: Почему коптит порою примус, На морозе сушится белье. Жизнь вокруг себя узнаешь, Разрешишь любой серьезный спор, Без огня в дороге яйца сваришь И без спичек разведешь костер. Учащимся задаются вопросы. Какие признаки химических реакций вы знаете? Признаки химических реакций: - выделение или поглощения тепла иногда выделение света;
- изменение окраски;
- появление запаха;
- образование осадка;
- выделение газа.
А каковы же условия возникновения и течения химических реакций? - измельчение и перемешивание;
- нагревание.
Учитель благодарит учащихся за ответы. 3. Изучение нового материала. Ребята без химических реакций невозможна жизнь. В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Учитель просит учащихся дать определение термину «реакция», т.е. как они понимают что такое реакция. После ответов ребят, учитель говорит, что термин «реакция» с латыни означает «противодействие», «отпор», «ответное действие». (Слайд 1) Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций. В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы. Итак, тема нашего урока: «Классификация химических реакций». (Слайд 2) И сегодня на уроке каждый из вас узнает, какие типы химических реакций существуют и по каким признакам их классифицируют. Учитель обращает внимание ребят на доску где написано содержание урока. - Химические реакции.
- Классификация химических реакций:
- по числу и составу исходных и образовавшихся веществ;
- л/р;
- по тепловому эффекту;
- по наличию катализатора;
- по агрегатному состоянию;
- по направлению;
- по изменению с.о.
- Решение упражнений.
Далее учитель просит учащихся дать определение словосочетанию «химическая реакция» (не смотря в учебник). После предложенных вариантов учитель просит ребят найти определение в учебнике и зачитать его. (стр.100 учебника) Учитель задает учащимся вопрос. Какие вы знаете типы химических реакций, и по каким признакам можно их классифицировать. После ответов учащихся, учитель обращает внимание учащихся на первый тип химических реакций, это по числу и составу исходных и образовавшихся веществ. (Слайд 3) Класс разделен на 4 группы. Первая группа выполняет опыт по реакции соединения, вторая группа по реакции замещения, третья группа по реакции обмена, а четвертая группа по реакции разложения. Прежде чем ребята приступят к выполнению опытов, учитель просит, повторит ТБ. На выполнение опытов дается три минуты. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу, которая приготовленная за ранение учителем для каждого ученика. После выполнения опытов, представитель от каждой группы выходит и рассказывает, что они делали, и записывает уравнение химической реакции на доске, каждая группа дает определение, типу реакций пользуясь учебником. Учащимся показываются слайды. (Слайд 4-7) А остальные группы наблюдают, слушают и записывают результаты в таблицу. После этого задания, учитель просит учащихся вспомнить, какие еще они знают типы реакций. (Слайд 8-9) Примеры этих типов химических реакций приведены на доске. 4. Закрепление. (Слайд 10-18) Задания в форме теста. 5. Итог урока. У В. Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит, это кому - нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому – то нужно. И здесь у меня возникает желание предложить вам небольшой реферат, в котором на примерах нужно показать значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии. 6. Домашнее задание. П. 11 выполнение теста. (Приготовленный для каждого учащегося). (Слайд 19) 7. Рефлексия. - Что я узнал (а) сегодня на уроке….?
- Я научился (ась)….?
Задания по теме «Классификация химических реакций». 1. Дано уравнение реакции получения оксида азота (ΙΙ): N2 + O2 ↔ 2NO – Q Дайте характеристику реакции по всем изученным вами классификационным признакам. 2. Соотнесите: А) разложения, гетерогенная. | А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 +3H2 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3138
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|