Главная / Методические материалы / Классное руководство
Воспитательная система класса
Автор(ы): Герасимова Наталья Федоровна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Психолого-педагогическая характеристика класса… Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Задачи: - Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
- Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
- Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса Компоненты | Составные части компонентов | Индивидно-групповой | - Классный руководитель Учащиеся - Родители - Педагоги и другие взрослые | Ценностно-ориентационный | - Цели и задачи воспитания- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества - Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса | Функционально-деятельностный | - Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения- Основные функции воспитательной системы - Педагогическое обеспечение и самоуправление | Пространственно-временной | - Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда- Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми - Место и роль класса в воспитательном пространстве гимназии - Этапы становления и развития воспитательной системы | Диагностико-аналитический | - Критерии эффективности воспитательной системы- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы - Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов | Структурная модель воспитательной системы. Аналитико-диагностическая деятельность тестирование анкетирование микроисследования педагогически направленное наблюдение Профессиональная ориентация - профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
- профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
- профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)
Работа с семьёй - изучение воспитательного потенциала семьи
- психолого-педагогический всеобуч родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность - классное самоуправление
- анкетирование
- тематические классные часы
- изучение о правах ребёнка
- посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительное образование - вовлечение в факультативы, кружки
- организация кружков
- творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность - познавательные классные часы
- экскурсии
- участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительная деятельность - тематические классные часы
- участие в спортивных мероприятиях
- экскурсионно-туристическая работа
- пропаганда физической культуры
Свободные общения - дискотеки
- вечера отдыха
- игры
Механизм жизнедеятельности классного коллектива. Системообразующий фактор воспитательной системы - ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению. Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития. Педагогические средства: - Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
- Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
- Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
- Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
- Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
- Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
- Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление уч-ся. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса. Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности. Сектор внутренних дел. - Ответственный за учебу.
- Старший дежурный.
- Ответственный за проверку дневников, учебников.
- «Диспетчер» по расписанию.
- Казначей.
- Мастер трудовых дел.
- Ответственный за состояние растений.
- Ответственный за проведение генеральных уборок.
Сектор здоровья и спорта. - Ответственный за формирование команд.
- Ответственный за участие в общешкольных конкурсах «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс».
- Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
- Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга. - Организатор досуга.
- Сценарист.
- Ди-джей.
Сектор заботы. - Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте, пожалуйста».
- Ответственный за питание.
Пресс-сектор. - Летописец.
- Журналист.
- Редактор.
- Фотограф.
- Ответственный за «Почту радости».
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение. Принципы жизнедеятельности классного коллектива: - Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правил...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1481
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|