Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме Однородные члены предложения - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме Однородные члены предложения


Автор(ы): Новикова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
Задачи занятия:
Образовательные:
  1. познакомить учащихся со своеобразием платоновского рассказа;
  2. учить обобщать прочитанное, услышанное;
  3. систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения.
Воспитательные:
  1. формировать навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;
  2. формировать коммуникативные качества, культуру общения.
Развивающие:
  1. развивать умения синтеза, анализа, сравнения;
  2. развивать устную и письменную речь школьников.
Форма занятия: интегрированный урок.
Тип занятия: повторение, обобщение изученного материала.
Оборудование: выставка книг А. П. Платонова, портрет писателя, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, портрет композитора Ф. Шуберта, иллюстрация памятника А. С. Пушкину в Москве, запись музыки Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога»).
Литература: текст произведения А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
Подготовка к занятию: учащиеся должны прочитать произведения Платонова: «Июльская гроза», «Сухой хлеб», «Никита», «Разноцветная бабочка», «Неизвестный цветок», «Третий сын», «На заре туманной юности», «Фро», «В прекрасном и яростном мире» и др.

Конспект урока.

В качестве музыкального эпиграфа звучит песня «Шарманщик» из цикла Шуберта «Зимняя дорога».
Второй эпиграф написан на доске: «Открывая истинный смысл жизни, нельзя не радоваться» (А. П. Платонов).

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися:

- Какое настроение передано композитором в этом произведении?
- Какие образы возникают в вашем воображении?
П. – Цель музыки – трогать сердца, - писал И. С. Бах. Вот и вас не оставили равнодушными звуки музыки Ф. Шуберта. Австрийский композитор родился в 1797 году. Он явился создателем около 600 романтических песен – романсов. Шуберт сочинял музыку на стихи Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне… В его коллекции более 9 симфоний. Наиболее известна так называемая «Неоконченная», появившаяся у композитора в 1822 году. Писал Ф. Шуберт миниатюры лирико -психологического содержания. Особое место заняли песенные циклы: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827). Немало вальсов, фантазий, экспромтов.
- Сегодня на уроке нам необходимо обобщить знания по теме «Обособленные члены предложения», используя материал рассказа А. П. Платонова «Любовь к жизни, или Путешествие воробья», понять основную мысль текста, постичь замысел автора, обращаясь к композиции, системе образов, языку произведения. Прежде чем обратиться к одному из эпизодов рассказа послушайте небольшое сообщение о Платонове.

Сообщение ученика.

– Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году на окраине города Воронежа в семье железнодорожника. Настоящая фамилия его Климентов. Подписывать свои произведения он стал именем отца, старого паровозного машиниста. Учился Платонов в церковно – приходской школе, затем в городском училище. В 15 лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах и журналах. Одновременно писал прозу, критические статьи, очерки. Работал журналистом в Воронеже. Участвовал в гражданской и Великой Отечественной войне. С сентября 1942 года до конца войны находился на фронте. В последние годы жизни Платонов, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. Его перу принадлежат такие произведения, как «Неизвестный цветок», «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Цветок на земле» и др. Платонов всегда хотел, чтобы каждый человек, читая его произведения, мог сказать: «Мы ни одни на свете, есть те, которым мы должны помочь!»
П. – Именно на умении помочь, организовать свою жизнь, быть просто полезным людям, уметь любить свою Родину строятся все произведения писателя. Послушайте, что интересного открыла для себя, как поняла, о чем рассказы и повести Платонова (имя учащегося).

Сообщение ученика.

У. – Андрей Платонович Платонов. Читая его произведения, убеждаешься в том, что писателем он был необыкновенным. Ему никогда не было скучно. Ведь скучно бывает, когда человек еще не умеет по – настоящему видеть людей, какие – то вещи, самого себя. А писатель Платонов умел видеть все по – своему. Он знал, что для этого надо смотреть вокруг не спеша и с любовью. Все живое раскроется под таким взглядом и потянется навстречу человеку. Нужно только быть внимательным, нужно внимать все вокруг. Андрей Платонов и его герои мечтали о жизни в родном и добром к человеку громадном мире. Для этого, считает автор произведений, нужно быть самому добрым и деятельным в отношении к этому миру, отдавать ему себя, а не только брать у него. Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, а трудное и радостное дело. Книги писателя пробуждают и делают острее чувство Родины, будь это вся наша страна, родной дом, город, село, семья. Будь то мать, отец, бабушка, дед, братья и сестры. Сюда включает Андрей Платонов свою первую учительницу. Родина у платоновских героев не там, где можно жить припеваючи, ничего не делая, а там, где человек своим трудом делает жизнь счастливой. Отношение к жизни было серьезным и глубоким. Писательская цель – открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать не легко. В его слово надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир платоновских произведений.

Знакомство с текстом.

П. – А теперь самое время познакомиться с отрывком из рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» (читает учитель).
В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

Беседа по тексту. Жанрово – стилистическая природа текста.

П. – Какие чувства пробуждает в вас этот текст?
- В чем созвучие музыки Шуберта и текста Платонова?
- К какому стилю относится текст?
У. - Текст Платонова относится к художественному стилю. С помощью художественный образов автор передает свое восприятие мира, свои чувства, переживания. Языковые средства не просто несут информацию (впечатления от увиденного), но делают это эмоционально, образно, динамично.
П. – Каков тип речи данного отрывка?
У. - Это повествование – сообщение о случае из жизни старика и воробья.
У. – Есть здесь и элемент описания. Это изображение места, времени, обстоятельств, при которых происходят события.
П. – Каков жанр данного текста – повествования? Докажите свое мнение.
У. - Перед нами рассказ.
У. - Рассказ – это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идет об одном, но важном событии в жизни героя.
П. – Нам предстоит обратиться к анализу композиции отрывка, а пока пишем словарный диктант:
Публицистический, эпиграф, описание, композиция, сюжет, художественный, анафора, повествование, цепная, параллельная, рассуждение, экспозиция, научный, идея, описание, инверсия.
  1. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – « тип речи, отвечающий на вопрос ПОЧЕМУ?» (рассуждение)
  2. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте как бы по цепочке» (цепная).
  3. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем» (экспозиция).
  4. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «повторение слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк» (анафора).
(В словарном диктанте уместна выборочная орфографическая работа).
П. - Очень интересное событие положено в основу рассказа А. П. Платонова. «Старый скрипач – музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь…» (учитель сам отбирает объем сообщаемого материала по тексту рассказа).

Анализ композиции.

П. – Анализируя композицию, хотелось бы знать ее элементы.
У. – Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия, заключение (записывают в тетрадь).
П. – Запишите в тетрадь предложение, которое указывает на экспозицию рассказа Платонова.
У.В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка.
П. – Найдите второстепенные члены предложения. Определите их значение.
У.В глубине зимы – обстоятельство с пространственным значением.
П. – Правильно. Сравните – в середине зимы – значение времени более точное. Авторское сочетание в глубине зимы – семантически более емкое, в нем значение времени и пространства совмещается с качественной характеристикой. Какое же сочетание слов конкретизирует время действия?
У.Близ полуночи.
П. – Да. В словосочетании близ полуночи выражена временная неопределенность, в слове полночь – определенность. Время суток автор называет приблизительно, возникает впечатление неопределенности, какой – то таинственности, загадочности… (однажды, как - то раз, когда – то раньше). Таким образом, можно выстроить семантическое поле, или словесный ряд, состоящий из слов, близких по значению: в глубине зимы – близ полуночи – однажды.
- Как вы понимаете слово поземка? Обратитесь к толковому словарю.
У. – Работают со словарями. «Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер».
П. – Найдите в тексте слова, сочетания слов, которые близки по значению слову поземка.
У.Из середины ветра и снега – вихрь – метель.
П.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3740

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340