Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проблема выбора в новелле В. Ирвинга Легенда об арабском астрологе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проблема выбора в новелле В. Ирвинга Легенда об арабском астрологе


Автор(ы): Шевченко Алена Михайловна, учитель русского языка и литератруры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Обучающая: формирование умения работать с художественным текстом; умение характеризовать литературного персонажа и формулировать идею художественного произведения.
Развивающая:
развитие логического мышления путем анализа поступков главных персонажей легенды.
Воспитывающая:
формирование умения делать правильный выбор между двумя возможностями, одинаково необходимыми человеку.

Ход урока

I. Вступление.

Литература – человековедение, в ней люди познают самих себя. Развиваясь, она идет ко все более глубокому раскрытию человека, его стремлений, надежд, возможностей, его места в мире. Но человек неисчерпаем, и каждая эпоха ставит новые вопросы. Литература призвана осознать эти вопросы и ответить на них. При этом ее ответы никогда не бывают окончательными, в них всегда содержаться ростки новых вопросов.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова талантливого ученого, поэта М.Ломоносова:
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
В жизни нас постоянно сопровождает проблема выбора и не всегда легко прийти к правильному решению. Вспомните любую народную сказку: в ней всегда борются силы добра и зла, причем добро и зло всегда очевидны. Разумеется, жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку всегда приходилось выбирать, и это - одна из вечных проблем общества. Писатели пытались в своих произведениях обозначить эту проблему и изобразить литературных персонажей, делающих свой выбор.
Вспомните, пожалуйста, художественные произведения, где героям приходилось делать выбор, при этом не всегда легко было определить, верен ли он, дать однозначную оценку. ( Андрий из повести Н.В Гоголя “Тарас Бульба, Дубровский из одноименного романа А.С.Пушкина)
Несмотря на все перипетии в судьбах этих персонажей, мы видим, что в их характерах отразились внутренние противоречия, первоначально присущие им, но и являющиеся основой роста, развития личности. Всегда ли так бывает? На этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока давайте разберемся, что же такое противоречие. (Словарь С.И.Ожегова: Противоречие
1. Взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источник самодвижения и развития. 2. Положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. 3. Высказывание или поступок, направленные против кого-нибудь, чего-нибудь. 4. Противоположность интересов).
Положительные качества Отрицательные качества
Абен-Абус
Абу-Аюб
Повествователь
Какое из значений нам будет ближе сегодня на уроке? (3) Почему?
С таким изображением человеческого характера мы встретились в новелле В.Ирвинга “Легенда об арабском астрологе”.

II. Основная часть.

По ходу урока вы должны заполнить таблицу, дающую представление о султане и маге, их характере, мировоззрении. Она покажет, насколько вы глубоко поняли внутренний мир героев.
Давайте вспомним все, что уже знаем о главных персонажах. (Инсценирование: герои представляют себя сами).
Какими вы увидели героев? Что о них можете сказать?
Уже с первых страниц новеллы мы слышим голос повествователя. Как он относится к героям? (С насмешкой).
Какой художественный прием помогает ему достичь такого результата? (Ирония – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между ними, тем сильнее ирония.)
Почему старому султану не удавалось “спокойно почивать на лаврах и безмятежно править владениями…”?
Эразм Роттердамский, европейский филолог и писатель, писал: “То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости”.
В новелле очень остро стоит проблема выбора между двумя возможностями. Как повествователю удалось очень тонко передать внутренние противоречия султана? (“Лицо Абен-Абуса стало мертвенно-бледным; дрожа от нетерпения, он взял в руки копье, и когда он подходил к столу, его седая борода тряслась от овладевшего им ликования…Астрологу с величайшим трудом удалось остановить руку миролюбивейшего из монархов и удержать его от полного истребления неприятеля…”)
Это страшные строки, в них повествователь усиливает эпизод с помощью художественного приема.… Подумайте какого? (Использование прилагательных в форме превосходной степени: величайший, миролюбивейший). имя характеризует султана. ? Как вы понимаете прямое значение этого слова? (Словарь С.И.Ожегова: Миролюбивый – проникнутый миролюбием. Миролюбие – стремление к сохранению мира, мирных отношений.) В чем мы видим двойной смысл этого словосочетания?
Султан не просто человек, он “повелитель Гранады”. Каким правителем мы его видим? (“…Некоторые отдаленные области его государства, которыми он в дни мощи управлял надменно и гордо, ныне…обнаруживали готовность восстать…”; “В самой столице вспыхнул мятеж, дворец был окружен вооруженным народом, грозившим лишить жизни султана и его возлюбленную христианку”)
Что вы можете сказать об астрологе? Каким вы его увидели? (Образован, мудр, целеустремлен).
Композиция новеллы подчинена развитию основного конфликта. Расскажите, в чем его суть? (Столкновение интересов двух волевых личностей, причем ни дна не желает уступать).
Как проявили себя старцы во время конфликта? Какие черты характера мы увидели? (Эгоистичность, вероломство, неуважение к интересам других людей).
Говоря о маге, можно добавить, что он гениален, но гений и злодейство несовместимы. Приобретенные знания нужно использовать во благо людей, а не наоборот. И еще: есть гении, свой человеческий образ творящие, а есть гении, свой человеческий образ разрушающие. Астролог, скорее всего, относится ко второй группе гениев.
Ожидали ли вы, исходя из логики раскрытия характера мага, что он заберет принцессу? (Настойчивые просьбы мага и “жвачка обиды” могут к этому подготовить).
Какой художественный прием помогает повествователю раскрыть характер мага? (Речевая характеристика). Приведите примеры. (“-Презренный сын пустыни! - вскричал он. – Ты, - несомненно, властвуешь над многими волшебствами, но знай, что, властелин над тобою – я; не рассчитывай, что тебе удастся обмануть своего повелителя.
- Властелин! Повелитель! – повторил, как эхо, астролог. – Властелин кротовой норы требует повиновения от того, обладает талисманами Соломона?.. Прощай, Абен-Абус! Владей своим крошечным царством, пируй в раю дураков…”).
Кстати, Абу-Аюб напомнил мне одного литературного персонажа, который в своем монологе говорил:
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу…
О ком идет речь? (А.С.Пушкин “Скупой рыцарь”, Барон).
Что сближает Старого Барона и астролога? (Желание жить только ради себя и своих интересов).
Объясните, для чего вводится в легенду образ хрис...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2672

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340