Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитательная система класса - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Воспитательная система класса


Автор(ы): Маковчик Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса “Стань Человеком!”.
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом:
Конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Цель
созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период.
5-6 класс:
  1. Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
  2. Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики.
  3. Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.
7-9 класс:
  1. Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
  2. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
  3. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
10-11 класс:
  1. Развивать чувство ответственности за порученное дело.
  2. Обеспечить условия для развития самостоятельности учащихся в делах и поступках.
  3. Формировать гражданскую позицию выпускника, правовую и политическую культуру.
Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:
Не навреди!
  • Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
  • Демократичность (равноправие) в отношениях.
  • Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
  • Справедливость и честность в оценках.
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования, преподавание социологии в профильном классе позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, четыре компонента воспитательной системы.
Схема
Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Схема
Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три “С”:
Схема
ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Схема
Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:
Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.
Результативная цель –
это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени.
Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Процессуальная цель –
это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Схема
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
    ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1534

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340