Главная / Методические материалы / Классное руководство
Воспитательная система класса Я и большой мир
Автор(ы): Морозова Ирина Александровна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний МИР. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют. Слово «мир» имеет множество значений – земной шар, человеческое общество, согласие, отсутствие вражды, ссоры. Все эти понятия сконцентрированы в названии воспитательной системы «Я и большой мир» «Я» – это личность подростка. «Большой мир» – все, то, что его окружает, связи, отношение к происходящему и самому себе. Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника. Моделируя воспитательную систему класса, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности личности и коллектива, проблемы и недостатки воспитательной работы, современные условия действительности: нестабильность в социально-экономической жизни, разобщенность семьи и школы, неспособность некоторых родителей воспитывать своих детей, рост преступности, распространение подростковой наркомании и алкоголизма, низкий уровень правовых знаний у школьников. Ведущий педагогический замысел моделирования и построения воспитательной системы связан с желанием – дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, содействовать самоопределению личности в социуме.. Данная воспитательная система реализует основную цель: создание условий дляразвития способностей каждого учащегося, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни. Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускникашколы, содержащая нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический и физический потенциалы. Нравственный потенциал: – восприятие и понимание общечеловеческих ценностей, таких как «любовь», «доброта», «порядочность», «терпение», «человек», «личность», «коллектив», «доверие», «знание», «забота»; – осознание возможностей, достоинств и недостатков собственной личности; – овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания; – умение планировать, организовывать, проводить и анализировать порученное дело. Познавательный потенциал: – сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых интересов и склонностей; – умение развивать свои интеллектуальные способности; – способность адекватно действовать в ситуации выбора в учебной и внеучебной деятельности. Коммуникативный потенциал: – усвоение основ коммуникативной культуры личности; – овладение навыками неконфликтного общения; – способность строить и вести общение в различных ситуациях; – определение своих профессиональных интересов; – умение находить, перерабатывать и использовать информацию. Эстетический потенциал: – способность видеть и понимать гармонию и красоту; – сформированность эстетических вкусов, взглядов; – знание выдающихся произведений искусства, их авторов; – апробация себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве. Физический потенциал: – развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, – овладение простыми туристическими навыками, – принятие здорового образа жизни как основы своей жизнедеятельности; – умение управлять своим здоровьем; – физическое самосовершенствование. Теоретико-методологическойосновой данной воспитательной системы класса является совокупность взаимосвязанных подходов, таких как системный, личностно-ориентированный, синергетический, вариативно-модельный, позволяющие обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостоятельности, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (теоретики подходов – Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Е. И. Казакова Э. Н. Гусинский, Т. В. Машарова, Ф. Ф. Королёв, Г. Хакен, Е. Н. Князева, и другие). К основным понятиям данной воспитательной системы можно отнести следующие: Самовыражение – процесс и результат развития, проявление индивидуумом присущих ему качеств и способностей. Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Самоактуализацияличности – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. Субъект-индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей. Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим. Выбор – осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О. С. Газман, Т. В. Фролова). Вариативность – предполагает множественность путей, форм и способов построения воспитательной системы. Открытость – свойство системы, обусловленное наличием у неё коммукационных каналов с внешней средой для обмена информацией. Нелинейность – наличие у системы множества путей развития. Деятельность, общение и отношения в классном сообществе строятся на следующих принципах: 1. Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. 2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию. Каждый должен быть самим собой. 3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса и школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. 4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, воспитывался и учился в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности в классе. 5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых своих сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует дальнейшую работу по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». 6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену безграничной требовательности и чрезмерного контроля. Детерминирует успех воспитания внутренняя мотивация. 7. Принцип конкретности. Создание модели конкретного класса. Формируемые представления должны адекватно отражать общие, особенные и единичные черты воспитательного процесса в учебном заведении, учитывать интересы, потребности, ценностные ориентиры отдельных участников воспитательного взаимодействия. 8. Принцип оптимальности. Создаваемая модель должна содержать информацию об оптимальных путях и способах функционирования и развития воспитательной системы. 9. Принцип непрерывности. Воспитательная система – это живой организм, в котором меняется состав детей и взрослых, их интересы, потребности, ценности, появляются новые направления. Непрерывность процессов моделирования и построения воспитательной системы обусловлена постоянной изменчивостью её элементов, связей, структуры и внешних факторов. Механизм функционирования и построения воспитательной системы Выбор направлений осуществлялся на основе и в соответствие с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся и обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника школы. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Я и мир жизни (профориентация, общение, социализация) ЗАДАЧИ: - Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений.
- Овладение навыками и приемами бесконфликтного сотрудничества и общения с другими людьми.
Я и мир информации ЗАДАЧИ: 1. Обучение навыкам нахождения и переработки различной информации. 2. Расширение пространства использования информации. Я и мир нравственной гармонии (нравственность, патриотизм) ЗАДАЧИ: - Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству.
- Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.
- Создание условий для формирования и развития свободной и ответственной, гуманной личности.
Я и мой собственный мир (самопознание, самосовершенствование личности) ЗАДАЧИ: 1. Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы, отношения. 2.Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования. Я и мир здоровья, физическогосовершенства (этика семейной жизни, здоровье) ЗАДАЧИ: 1. Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье. 2. Сохранение, укрепление здоровья учащихся, воспитание стремления к физическому совершенству. Я и мир прекрасного (эстетика, творчество) ЗАДАЧИ: 1. Содействие развитию познавательных интересов личности. 2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся. 3. Приобщение к общечеловеческим духовным и материальным ценностям и сокровищам культуры. Основываясь на личностно – ориентированном подходе, определяются основные средства, приемы иметоды формирования личности: – диалог; – рефлексивные методы; – педагогическая поддержка и фасилитация; – диагностика; – создание ситуации выбора и успеха; – сценарное мышление; – проектирование; – игра. Годовой цикл традиционных классных дел СЕНТЯБРЬ – День Знаний. Осенний поход. ОКТЯБРЬ – КТД «Золотая осень», конкурс игроманов «Навигатор компьютерных игр». НОЯБРЬ – Старттинейджер. ДЕКАБРЬ – КТД «Новогодняя сказка». ЯНВАРЬ – «Ее Величество Вежливость». Зимний поход. ФЕВРАЛЬ – Рыцарский турнир. МАРТ – конкурсно – развлекательная программа «Супершкольница». Неделя искусства. АПРЕЛЬ – защита социальных проектов. МАЙ – ролевая игра «Семья». Выставка компьютерного рисунка «Моя мечта». ИЮНЬ – двухдневный поход «Туристическими тропами». Управление в системе воспитания «Я и большой мир» Управлять – значит создавать условия для ребенка, включать его в разнообразные виды деятельности, в систему отношений. Эффективное управление характеризуется принципами: системообразности, адаптивности, гибкости. Опираясь на работы И. А. Колесниковой, Е. Н. Барышникова, были выделены ведущие роли классного руководителя. «ПРОВОДНИК ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ» – создает условия для развития познавательного интереса и желания учиться (проведение мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе). «НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ» – помогает освоить культурные ценности, на основе которых организован воспит...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1690
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|