Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности
Автор(ы): Цвецих Андрей Викторович, учитель математики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашей школе возникла идея выпуска своей газеты. Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета. В результате анализа состояния образовательного процесса в нашей школе, выявлены следующие противоречия между: - необходимостью создания школьного пресс-центра и отсутствием единой программы по его функционированию;
- пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях) и организацией дифференцированного обучения общим способностям.
Этим обусловлен выбор темы проекта: «Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности». Объект исследования: образовательный процесс школы. Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности. Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: - разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
- разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности школьного пресс-центра;
- разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.
Сформулируем цель и задачи, стоящие перед школьным изданием: Цель: повышение профессионального мастерства коллектива обучающихся школы в работе по созданию школьной газеты. Задачи: - развитие информационной компетентности учителей и школьников;
- воспитание чувства патриотизма;
- популяризация таких видов деятельности, как журналистика и издательство;
- профориентация обучающихся;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- стимулирование использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- стимулирование самостоятельности и креативности школьников.
Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности школьного пресс-центра. Методы исследования: - Основные методы – педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
- Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы.
Кадровое обеспечение проекта Группа
| Функции
| Состав
| Административно-координационная
| Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.
| Директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
| Консультативная, научно-методическая
| Координация реализации проекта. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. Издательская деятельность.
| Организатор проекта.
| Педагоги школы
| Осуществление проекта в системе внеклассной работы. Использование новых педагогических технологий. Организация издательской деятельности учащихся.
| Классные руководители, учителя, педагоги дополнительного образования.
| Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы Форма
| Задачи
| Элективный курс
| - Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
- Повышение степени самостоятельности обучающихся.
- Расширение познавательных возможностей обучающихся.
- Формирование навыков издательской деятельности.
- Содействие в профессиональной ориентации.
| Неделя (декада) журналистики
| - Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра.
- Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
| Кружки, студии, объединения
| - Развитие творческих способностей обучающихся.
- Содействие в профессиональной ориентации.
- Самореализация обучающихся во внеклассной работе.
| Организация издательской деятельности обучающихся в школе 1 – 4 классы
| Подготовительный этап: - Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
- Формирование познавательного интереса.
- Выявление способных обучающихся.
| Формы: Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла.
| 5 – 7 классы
| Творческий этап: - Формирование навыков издательской деятельности.
- Формирование познавательного интереса.
- Творческое развитие обучающихся.
- Индивидуальная работа со способными школьниками.
| Формы: Внеклассная работа. Кружки. Студии.
| 8 – 9 классы
| Развивающий этап: - Совершенствование навыков издательской деятельности.
- Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
- Формирование исследовательских навыков.
- Развитие информационной культуры обучающихся.
| Формы: Внеклассная работа. Элективный курс «Азбука журналистики». Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет. Спецкурс “Основы информационной культуры”.
| 10 – 11 классы
| Исследовательский этап: - Совершенствование навыков издательской деятельности.
- Совершенствование информационной культуры обучающихся.
- Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков.
| Формы: Эл. курс «Азбука журналистики» (профильный уровень). Внеклассная работа. Недели журналистики. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет. Спецкурс “Основы информационной культуры” (10 кл.).
| План реализации проекта Этап
| Задачи
| Мероприятия проекта
| 2007–2008 учебный год (подготовительный) Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.
| Изучение нормативной базы, подзаконных актов. Разработка проекта работы школьного пресс - центра. Разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
| Пакет документов Анализ итогов деятельности педагогического коллектива за 2003–2006 гг, материально-технических условий. Организация выпуска школьных стенгазет с использованием ИКТ. Организация группы обучающихся по освещению школьных мероприятий: деятельности НОУ "Рассвет", участия в районной и региональной научно-практической конференциях, поисково-краеведческой работы по созданию школьного музея и т.д. Разработка системы работы с творчески активными детьми.
| 2008–2009 учебный год (организационный) Цель: апробация системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.
| Диагностика склонностей обучающихся. Разработка методических рекомендаций по работе с творчески активными детьми, основам журналисткой деятельности, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися. Адаптация учебных программ спецкурсов, элективных курсов. Повышение квалификации педагогов.
| Диагностика склонностей обучающихся. Научно-методический семинар для педагогов школы "Издательская деятельность обучающихся". Организация деятельности школьного пресс-центра. Участие в конкурсах журналистов, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными обучающимися. Разработка программы "Профессиональное самоопределение". Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов. Разработка методических рекомендаций по основам журналисткой деятельности школьников.
| 2009–2010 учебный год (практический) Цель: переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования.
| Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта.
| Диагнос...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1825
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|