Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности


Автор(ы): Цвецих Андрей Викторович, учитель математики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Актуальность

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашей школе возникла идея выпуска своей газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.
В результате анализа состояния образовательного процесса в нашей школе, выявлены следующие противоречия между:
  • необходимостью создания школьного пресс-центра и отсутствием единой программы по его функционированию;
  • пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях) и организацией дифференцированного обучения общим способностям.
Этим обусловлен выбор темы проекта: «Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности».
Объект исследования: образовательный процесс школы.
Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
  • разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
  • разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности школьного пресс-центра;
  • разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.
Сформулируем цель и задачи, стоящие перед школьным изданием:
Цель: повышение профессионального мастерства коллектива обучающихся школы в работе по созданию школьной газеты.
Задачи:
  • развитие информационной компетентности учителей и школьников;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • популяризация таких видов деятельности, как журналистика и издательство;
  • профориентация обучающихся;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • стимулирование использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • стимулирование самостоятельности и креативности школьников.
Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности школьного пресс-центра.
Методы исследования:
  • Основные методы – педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
  • Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы.
Кадровое обеспечение проекта
Группа
Функции
Состав
Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы,
заместитель директора по УВР,
заместитель директора по ВР.
Консультативная, научно-методическая
Координация реализации проекта.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность. Издательская деятельность.
Организатор проекта.
Педагоги школы
Осуществление проекта в системе внеклассной работы.
Использование новых педагогических технологий.
Организация издательской деятельности учащихся.
Классные руководители, учителя,
педагоги дополнительного образования.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы
Форма
Задачи
Элективный курс
  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.
  • Формирование навыков издательской деятельности.
  • Содействие в профессиональной ориентации.

Неделя (декада) журналистики
  • Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра.
  • Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Кружки, студии, объединения
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Организация издательской деятельности обучающихся в школе
1 – 4 классы
Подготовительный этап:
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных обучающихся.

Формы:
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
5 – 7 классы
Творческий этап:
  • Формирование навыков издательской деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие обучающихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:
Внеклассная работа.
Кружки.
Студии.
8 – 9 классы
Развивающий этап:
  • Совершенствование навыков издательской деятельности.
  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:
Внеклассная работа.
Элективный курс «Азбука журналистики».
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.
Спецкурс “Основы информационной культуры”.
10 – 11 классы
Исследовательский этап:
  • Совершенствование навыков издательской деятельности.
  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.
  • Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков.

Формы:
Эл. курс «Азбука журналистики» (профильный уровень).
Внеклассная работа.
Недели журналистики.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.
Спецкурс “Основы информационной культуры” (10 кл.).
План реализации проекта
Этап
Задачи
Мероприятия проекта
2007–2008
учебный год
(подготовительный)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка проекта работы школьного пресс - центра.
Разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
Пакет документов
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива за 2003–2006 гг, материально-технических условий.
Организация выпуска школьных стенгазет с использованием ИКТ.
Организация группы обучающихся по освещению школьных мероприятий: деятельности НОУ "Рассвет", участия в районной и региональной научно-практической конференциях, поисково-краеведческой работы по созданию школьного музея и т.д.
Разработка системы работы с творчески активными детьми.
2008–2009
учебный год
(организационный)
Цель: апробация системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.
Диагностика склонностей обучающихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с творчески активными детьми, основам журналисткой деятельности, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися.
Адаптация учебных программ спецкурсов, элективных курсов.
Повышение квалификации педагогов.
Диагностика склонностей обучающихся.
Научно-методический семинар для педагогов школы "Издательская деятельность обучающихся".
Организация деятельности школьного пресс-центра.
Участие в конкурсах журналистов, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными обучающимися.
Разработка программы "Профессиональное самоопределение".
Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций по основам журналисткой деятельности школьников.
2009–2010
учебный год
(практический)
Цель: переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта.
Диагнос...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1825

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340