Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: Такое удивительное имя существительное
Автор(ы): Голова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Познавательные:
- научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя существительное”;
- актуализация опорных знаний по теме “Имя существительное” и “Особенности сказок”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях;
- обобщение и систематизация знаний по теме “Имя существительное” в игровой форме.
- Развивающие:
- развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;
- интеллектуальное и общее развитие учащихся;
- развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие исследовательских способностей школьников.
- Воспитательные:
- создание творческой эмоциональной обстановки;
- формирование нравственных качеств;
- воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: доброта, любовь, человечность;
- формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.
ХОД УРОКА Берешь перо, берешь листок. Фантазий радужных поток Тебе поможет сотворить Прекрасный мир и оживить Ряд строгих правил, строгих слов. Ну что, дружок, уже готов? (Н.Волчкова) – Прочитайте стихотворение. Какие слова в каждой строке будут главными, ключевыми? (Берешь, фантазий, сотворить, оживить, правил, слов, готов) – С какой интонацией будем читать первую строку? (Спокойного перечисления) – Остальные? (Воодушевленно, как волшебное заклинание) – Последнюю? (С вопросительной интонацией) – Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке? – Когда нужна фантазия на уроках русского языка и литературы? (Когда пишешь сочинение) – Сегодня мы и будем писать сочинение, но не обычное, а сказочное. Мы попытаемся сегодня составить лингвистическую сказку на материале темы “Имя существительное”. И напишем эту сказку для ваших младших братьев и сестер, оформим в виде книжечки с иллюстрациями. В сказочном королевстве Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королем, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Учитель показывает рисунок. – Прежде чем приступить к составлению лингвистической сказки, давайте вспомним уже известный материал. Что такое сказка? Какова структура сказки? (Зачин, основная часть и заключение) – Раз у нас сказка волшебная, то каким будет зачин? Где могут жить существительные? ЗАПИСЫВАЕМ: В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были… – А кто еще в этом государстве может жить? Какие еще части речи? Сколько их? (Десять частей речи, сколько пальцев на руке) – На какие три группы делятся все части речи? Как можно их отобразить в сказке? (Три города, три села, три поселка) – Как выглядит город Самостоятельных частей речи? – Как выглядит город Служебных частей речи? – Как можно изобразить Междометия? – И всё хорошо было в этом городе. Но есть существа, которым не нравится, когда все дружат, радуются успехам других, желают всем только счастья. Как вы думаете, кто эти сказочные злодеи? (Баба Яга и Кощей Бессмертный) – И решили Баба Яга и Кощей устроить в морфологическом царстве хаос, и начали они с имени существительного. – Дайте определение имени существительного. Попытайтесь отразить суть определения в характеристике человечков-существительных. (Это были важные, бойкие человечки-гномики, которые называли все вещи, явления, предметы своими именами, то ли память у них была неважная, то ли они были любознательные, но они все время спрашивали друг друга: кто?, что?) – А вот какое определение имени существительного дает герой пьесы “Недоросль” Митрофанушка: ЧТЕНИЕ. Отрывок из пьесы Фонвизина “Недоросль”. ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА: За молитвы родителей наших даровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен? СТАРОДУМ: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил. ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА: Всем наукам, батюшка. ПРАВДИН (МИТРОФАНУ): Чему же бы, например? МИТРОФАН (подает ему книгу): Вот, грамматике. ПРАВДИН: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете? МИТРОФАН: Много. Существительна да прилагательна… ПРАВДИН: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? МИТРОФАН: Дверь, котора дверь? ПРАВДИН: Котора дверь! Вот эта. МИТРОФАН: Эта? Прилагательна. ПРАВДИН: Почему же? МИТРОФАН: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. СТАРОДУМ: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку. МИТРОФАН: И ведомо. – Имена существительные обозначают только предмет? Образуйте от глаголов существительные: косить – (косьба), просить – (просьба), петь – (пение). Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет) – Образуйте от прилагательных существительные: желтый – (желтизна), смелый – (смелость), бесстрашный – (бесстрашие). Что обозначают эти существительные? (Признак как предмет) – С чего же начали Баба Яга и Кощей? Они смешали постоянные признаки и непостоянные признаки имени существительного. Поможем Морфологии. Назовите постоянные признаки имен существительных. В чем может выражаться у наших волшебных гномиков категория “собственные–нарицательные”? (Может быть, все гномики-человечки делились на тех, кто повыше и пониже ростом; самые маленькие гномики жили очень дружно, единой семьей – нарицательные; а гномы чуть выше ростом бродили в гордом одиночестве , их были единицы – собственные.) – Не хочет Баба Яга отдавать собственные и нарицательные существительные. И вот что она говорит: “Отдам я вам эти существительные, если вы отгадаете загадки”: А. Детеныш курицы? (Цыпленок) Б. Твердый покров у черепах , крокодилов? (Панцирь) В. Мужское имя, которое является исключением из правила правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-? (Ростислав) Г. Город на Юге, исключение из правописания корней -раст-, -ращ-, -рос? (Ростов) – Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные? – А кто это там стоит? Бахари? Ну-ка назовите имена бахарей басен. Это собственные или нарицательные? ЗАПИШИТЕ: В сказке “Имя существительное”, сказочник Андерсен, картина Васнецова “Богатыри”. – Следующий признак одушевленность–неодушевленность. Какое воплощение найдет он в нашей сказке? (Одушевленные существительные – сияющие, красивые, воодушевленные человечки, большие фантазеры, ходят в ярких одеждах; неодушевленные – слабые, серенькие, неразговорчивые, ходят, как неживые.) – Приведите примеры одушевленных и неодушевленных. – Представьте, какое отражение в тексте сказки найдет род существительных и склонение? (Все существиельные происходят из трех очень знатных родов: Мужского, Женского и Среднего. И в зависимости от принадлежности к определенному роду входят в один из кланов – 1, 2, 3-е склонения) – Полный порядок был в этих кланах, пока не появилась Баба Яга. Перепутала она все склонения. И знатные Мужской клан, Женский клан и Средний оказались в тупике. Поможем им, ребята? Распределите существительные по склонениям. – Приведите примеры существительных 1, 2 и 3-го склонений. – Как могут выглядеть существительные 1, 2 и 3-го склонений. – Теперь обратимся к ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4363
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|