Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: Такое удивительное имя существительное - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: Такое удивительное имя существительное


Автор(ы): Голова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Познавательные:
    • научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя существительное”;
    • актуализация опорных знаний по теме “Имя существительное” и “Особенности сказок”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях;
    • обобщение и систематизация знаний по теме “Имя существительное” в игровой форме.
  • Развивающие:
    • развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;
    • интеллектуальное и общее развитие учащихся;
    • развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • развитие исследовательских способностей школьников.
  • Воспитательные:
    • создание творческой эмоциональной обстановки;
    • формирование нравственных качеств;
    • воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: доброта, любовь, человечность;
    • формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.
ХОД УРОКА
Берешь перо, берешь листок.
Фантазий радужных поток
Тебе поможет сотворить
Прекрасный мир и оживить
Ряд строгих правил, строгих слов.
Ну что, дружок, уже готов?
(Н.Волчкова)
– Прочитайте стихотворение. Какие слова в каждой строке будут главными, ключевыми? (Берешь, фантазий, сотворить, оживить, правил, слов, готов)
– С какой интонацией будем читать первую строку? (Спокойного перечисления)
– Остальные? (Воодушевленно, как волшебное заклинание)
– Последнюю? (С вопросительной интонацией)
– Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Когда нужна фантазия на уроках русского языка и литературы? (Когда пишешь сочинение)
– Сегодня мы и будем писать сочинение, но не обычное, а сказочное. Мы попытаемся сегодня составить лингвистическую сказку на материале темы “Имя существительное”. И напишем эту сказку для ваших младших братьев и сестер, оформим в виде книжечки с иллюстрациями.
В сказочном королевстве Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королем, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства.
Учитель показывает рисунок.
– Прежде чем приступить к составлению лингвистической сказки, давайте вспомним уже известный материал. Что такое сказка? Какова структура сказки? (Зачин, основная часть и заключение)
– Раз у нас сказка волшебная, то каким будет зачин? Где могут жить существительные?
ЗАПИСЫВАЕМ: В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были…
– А кто еще в этом государстве может жить? Какие еще части речи? Сколько их? (Десять частей речи, сколько пальцев на руке)
– На какие три группы делятся все части речи? Как можно их отобразить в сказке? (Три города, три села, три поселка)
– Как выглядит город Самостоятельных частей речи?
– Как выглядит город Служебных частей речи?
– Как можно изобразить Междометия?
– И всё хорошо было в этом городе. Но есть существа, которым не нравится, когда все дружат, радуются успехам других, желают всем только счастья. Как вы думаете, кто эти сказочные злодеи? (Баба Яга и Кощей Бессмертный)
– И решили Баба Яга и Кощей устроить в морфологическом царстве хаос, и начали они с имени существительного.
– Дайте определение имени существительного. Попытайтесь отразить суть определения в характеристике человечков-существительных. (Это были важные, бойкие человечки-гномики, которые называли все вещи, явления, предметы своими именами, то ли память у них была неважная, то ли они были любознательные, но они все время спрашивали друг друга: кто?, что?)
– А вот какое определение имени существительного дает герой пьесы “Недоросль” Митрофанушка:
ЧТЕНИЕ.

Отрывок из пьесы Фонвизина “Недоросль”.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА: За молитвы родителей наших даровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?
СТАРОДУМ: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил.
ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА: Всем наукам, батюшка.
ПРАВДИН (МИТРОФАНУ): Чему же бы, например?
МИТРОФАН (подает ему книгу): Вот, грамматике.
ПРАВДИН: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
МИТРОФАН: Много. Существительна да прилагательна…
ПРАВДИН: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
МИТРОФАН: Дверь, котора дверь?
ПРАВДИН: Котора дверь! Вот эта.
МИТРОФАН: Эта? Прилагательна.
ПРАВДИН: Почему же?
МИТРОФАН: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
СТАРОДУМ: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
МИТРОФАН: И ведомо.
– Имена существительные обозначают только предмет? Образуйте от глаголов существительные: косить – (косьба), просить – (просьба), петь – (пение). Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет)
– Образуйте от прилагательных существительные: желтый – (желтизна), смелый – (смелость), бесстрашный – (бесстрашие). Что обозначают эти существительные? (Признак как предмет)
– С чего же начали Баба Яга и Кощей? Они смешали постоянные признаки и непостоянные признаки имени существительного. Поможем Морфологии. Назовите постоянные признаки имен существительных. В чем может выражаться у наших волшебных гномиков категория “собственные–нарицательные”? (Может быть, все гномики-человечки делились на тех, кто повыше и пониже ростом; самые маленькие гномики жили очень дружно, единой семьей – нарицательные; а гномы чуть выше ростом бродили в гордом одиночестве , их были единицы – собственные.)
– Не хочет Баба Яга отдавать собственные и нарицательные существительные. И вот что она говорит: “Отдам я вам эти существительные, если вы отгадаете загадки”:
А. Детеныш курицы? (Цыпленок)
Б. Твердый покров у черепах , крокодилов? (Панцирь)
В. Мужское имя, которое является исключением из правила правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-? (Ростислав)
Г. Город на Юге, исключение из правописания корней -раст-, -ращ-, -рос? (Ростов)
– Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные?
– А кто это там стоит? Бахари? Ну-ка назовите имена бахарей басен. Это собственные или нарицательные?
ЗАПИШИТЕ: В сказке “Имя существительное”, сказочник Андерсен, картина Васнецова “Богатыри”.
– Следующий признак одушевленность–неодушевленность. Какое воплощение найдет он в нашей сказке? (Одушевленные существительные – сияющие, красивые, воодушевленные человечки, большие фантазеры, ходят в ярких одеждах; неодушевленные – слабые, серенькие, неразговорчивые, ходят, как неживые.)
– Приведите примеры одушевленных и неодушевленных.
– Представьте, какое отражение в тексте сказки найдет род существительных и склонение? (Все существиельные происходят из трех очень знатных родов: Мужского, Женского и Среднего. И в зависимости от принадлежности к определенному роду входят в один из кланов – 1, 2, 3-е склонения)
– Полный порядок был в этих кланах, пока не появилась Баба Яга. Перепутала она все склонения. И знатные Мужской клан, Женский клан и Средний оказались в тупике. Поможем им, ребята? Распределите существительные по склонениям.
– Приведите примеры существительных 1, 2 и 3-го склонений.
– Как могут выглядеть существительные 1, 2 и 3-го склонений.
– Теперь обратимся к ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4363

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340