Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разомкнутые и замкнутые схемы управления - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Разомкнутые и замкнутые схемы управления


Автор(ы): Золотухина Елена Геннадьевна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока:
  • повторение и обобщение знаний по теме «Управление», формирование понятий разомкнутой и замкнутой схем управления;
  • развитие коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при рассмотрении бытовых ситуаций;
  • воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры.
Тип урока: урок обобщения знаний, объяснение новых понятий.
Вид урока: комбинированный урок с элементами практикума.
Оборудование:
  • ПК; интерактивная доска SMART (Средства SMART Board);
  • Программа Notebook;
  • Протоколы работы групп (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5), кроссворд (Приложение 6).
Технологическая карта урока
№ этапа Этап урока Время (мин) Содержание этапа урока Деятельность
учителя учеников
1. Организационный момент 2 Карточка 1 Мотивирует учащихся Слушают учителя, настраиваются на урок
2. Актуализация опорных знаний 5 Карточки 2, 3 (игра со словом «управление», схема управления) Объясняет задания Выполняют сначала задания в МГ в протоколах, затем представители групп на интерактивной доске
3. Сообщение темы урока и её объяснение 13 Карточки 4 (игра), 5 (сравнительная таблица), 6 (назначение обратной связи, разомкнутая и замкнутая схемы управления) Объясняет задания, задаёт вопросы, стимулирует ответы. Записывают тему в тетрадь.
Анализируют, делают вывод, заполняют протокол и тетради
4. Закрепление нового материала 5 Карточка 7 (определение вида схемы) Объясняет задание Заполняют протоколы, тетради, работают с интерактивной доской.
5. Обобщение темы 5 Карточка 8 (кроссворд) Объясняет задание Заполняют протоколы в МГ, представители МГ работают с интерактивной доской.
6. Историческая минутка 3 Карточка 9 Сообщает исторические сведения Слушают, задают вопросы
7. Рефлексия урока 5 Карточка 10 (синквейн) Объясняет задание Сочиняют синквейны в МГ и читают их.
8. Подведение итогов, сообщение домашнего задания 2 Карточка 11 Задает вопросы, диктует домашнее задание. Отвечают на вопросы, записывают задание в дневники.

Комментарий: все этапы урока сопровождаются работой на интерактивной доске (Приложение 1). Название пункта «Страница N» соответствует странице урока в программе Notebook (Средства SMART Board), <Рисунок N> – вид соответствующей страницы в программе Notebook (Средства SMART Board).
Карточка 1
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое управление и с помощью какой схемы можно изобразить процесс управления. Сегодня мы немного расширим понятие «схема управления».
Карточка 2
Страница 1 <Рисунок 1>. Сначала небольшая разминка. Вам необходимо составить из слова «управление» возможные слова. 1 минута на обдумывание. По одному участнику из команды приглашаются для работы на интерактивной доске (по очереди). (Возможен вариант: вызвать из каждой группы по одному участнику, чтобы они написали самое длинное (необычное) получившееся слово).
Что такое управление?
«Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект для организации его работы по заданному алгоритму» [1].
Карточка 3
Страница 2 <Рисунок 2>. Составьте схему управления у себя в протоколах работы группы. Затем составьте эту схему на интерактивной доске (перемещение готовых фрагментов, добавление недостающих) <Рисунок 3>.
Из каких элементов состоит эта схема? Охарактеризуйте каждый объект.
«Управляющий объекта (УО) – это объект, который управляет.
Объект управления (ОУ) – это объект, которым управляют.
Прямая связь – информация, сигнал, иное воздействие.
Что вместе образуют управляющий объекта и объект управления? Систему» [2].
Но для отражения процесса управления не всегда используется данная схема.
Страница 3 <Рисунок 4> . Бывают разновидности: разомкнутые и замкнутые схемы управления. Это тема нашего урока. Запишите ее в тетрадях. В чем же отличие этих схем?
Карточка 4
Страницы 4–5 <Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7>. Сначала сыграем в такую игру: вам необходимо, открывая «квадратики», узнать, какие объекты спрятаны на заднем плане.
Карточка 5
Эти объекты – регулировщик и светофор. Чем они похожи и чем отличаются? Заполните таблицу в протоколах работы групп.
Регулировщик Светофор
Сходства:
Различия:
Страница 6 <Рисунок 8>. Заполните таблицу на доске.
Про регулировщика говорят, что он имеет обратную связь, а у светофора её нет.
Карточка 6
Страница 7 <Рисунок 9>. Как вы думаете, зачем нужна обратная связь? Ответьте на этот вопрос в протоколах работы группы. Запишите в тетрадях.
Страница 8 <Рисунок 10>. Составьте теперь схемы управления для светофора и регулировщика. В чем их отличие? (У регулировщика есть обратная связь). Схемы формируются учащимися на интерактивной доске, в протоколах работы группы, зарисовываются в тетрадях.
Карточка 7
Страница 9 <Рисунок 11>. А теперь я проверю, сможете ли вы в бытовых ситуациях распознать тип схемы управления: замкнутая или разомкнутая. Заполните свои протоколы. Я называю систему, а вы определяете, какая схема управления ей соответствует, и объясняете почему.
Выслушать ответы детей, при необходимости откорректировать. Записать по одному примеру в тетрадях.
Карточка 8
Страница 10. А теперь решим кроссворд в группах (Приложение 6). Какое слово получилось в выделенной области?
Работа групп оценивается.
Карточка 9
Страница 11. В выделенной области получилось слово «Винер».
«Винер Норберт
(Wiener Norbert)
(26.11.1894 – 18.03.1964)
В 1948 году в США и Европе вышла книга Винера "Кибернетика или Управление и связь в животном и машине", ознаменовавшая своим появлением рождение нового научного направления – кибернетики. Норберт Винер родился в городе Колумбия,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2644

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340