Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Разомкнутые и замкнутые схемы управления
Автор(ы): Золотухина Елена Геннадьевна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: - повторение и обобщение знаний по теме «Управление», формирование понятий разомкнутой и замкнутой схем управления;
- развитие коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при рассмотрении бытовых ситуаций;
- воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры.
Тип урока: урок обобщения знаний, объяснение новых понятий. Вид урока: комбинированный урок с элементами практикума. Оборудование: - ПК; интерактивная доска SMART (Средства SMART Board);
- Программа Notebook;
- Протоколы работы групп (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5), кроссворд (Приложение 6).
Технологическая карта урока № этапа | Этап урока | Время (мин) | Содержание этапа урока | Деятельность | учителя | учеников | 1. | Организационный момент | 2 | Карточка 1 | Мотивирует учащихся | Слушают учителя, настраиваются на урок | 2. | Актуализация опорных знаний | 5 | Карточки 2, 3 (игра со словом «управление», схема управления) | Объясняет задания | Выполняют сначала задания в МГ в протоколах, затем представители групп на интерактивной доске | 3. | Сообщение темы урока и её объяснение | 13 | Карточки 4 (игра), 5 (сравнительная таблица), 6 (назначение обратной связи, разомкнутая и замкнутая схемы управления) | Объясняет задания, задаёт вопросы, стимулирует ответы. | Записывают тему в тетрадь. Анализируют, делают вывод, заполняют протокол и тетради | 4. | Закрепление нового материала | 5 | Карточка 7 (определение вида схемы) | Объясняет задание | Заполняют протоколы, тетради, работают с интерактивной доской. | 5. | Обобщение темы | 5 | Карточка 8 (кроссворд) | Объясняет задание | Заполняют протоколы в МГ, представители МГ работают с интерактивной доской. | 6. | Историческая минутка | 3 | Карточка 9 | Сообщает исторические сведения | Слушают, задают вопросы | 7. | Рефлексия урока | 5 | Карточка 10 (синквейн) | Объясняет задание | Сочиняют синквейны в МГ и читают их. | 8. | Подведение итогов, сообщение домашнего задания | 2 | Карточка 11 | Задает вопросы, диктует домашнее задание. | Отвечают на вопросы, записывают задание в дневники. | Комментарий: все этапы урока сопровождаются работой на интерактивной доске (Приложение 1). Название пункта «Страница N» соответствует странице урока в программе Notebook (Средства SMART Board), <Рисунок N> – вид соответствующей страницы в программе Notebook (Средства SMART Board). Карточка 1 На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое управление и с помощью какой схемы можно изобразить процесс управления. Сегодня мы немного расширим понятие «схема управления». Карточка 2 Страница 1 <Рисунок 1>. Сначала небольшая разминка. Вам необходимо составить из слова «управление» возможные слова. 1 минута на обдумывание. По одному участнику из команды приглашаются для работы на интерактивной доске (по очереди). (Возможен вариант: вызвать из каждой группы по одному участнику, чтобы они написали самое длинное (необычное) получившееся слово). Что такое управление? «Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект для организации его работы по заданному алгоритму» [1]. Карточка 3 Страница 2 <Рисунок 2>. Составьте схему управления у себя в протоколах работы группы. Затем составьте эту схему на интерактивной доске (перемещение готовых фрагментов, добавление недостающих) <Рисунок 3>. Из каких элементов состоит эта схема? Охарактеризуйте каждый объект. «Управляющий объекта (УО) – это объект, который управляет. Объект управления (ОУ) – это объект, которым управляют. Прямая связь – информация, сигнал, иное воздействие. Что вместе образуют управляющий объекта и объект управления? Систему» [2]. Но для отражения процесса управления не всегда используется данная схема. Страница 3 <Рисунок 4> . Бывают разновидности: разомкнутые и замкнутые схемы управления. Это тема нашего урока. Запишите ее в тетрадях. В чем же отличие этих схем? Карточка 4 Страницы 4–5 <Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7>. Сначала сыграем в такую игру: вам необходимо, открывая «квадратики», узнать, какие объекты спрятаны на заднем плане. Карточка 5 Эти объекты – регулировщик и светофор. Чем они похожи и чем отличаются? Заполните таблицу в протоколах работы групп. Регулировщик | Светофор | Сходства: | Различия: | | | Страница 6 <Рисунок 8>. Заполните таблицу на доске. Про регулировщика говорят, что он имеет обратную связь, а у светофора её нет. Карточка 6 Страница 7 <Рисунок 9>. Как вы думаете, зачем нужна обратная связь? Ответьте на этот вопрос в протоколах работы группы. Запишите в тетрадях. Страница 8 <Рисунок 10>. Составьте теперь схемы управления для светофора и регулировщика. В чем их отличие? (У регулировщика есть обратная связь). Схемы формируются учащимися на интерактивной доске, в протоколах работы группы, зарисовываются в тетрадях. Карточка 7 Страница 9 <Рисунок 11>. А теперь я проверю, сможете ли вы в бытовых ситуациях распознать тип схемы управления: замкнутая или разомкнутая. Заполните свои протоколы. Я называю систему, а вы определяете, какая схема управления ей соответствует, и объясняете почему. Выслушать ответы детей, при необходимости откорректировать. Записать по одному примеру в тетрадях. Карточка 8 Страница 10. А теперь решим кроссворд в группах (Приложение 6). Какое слово получилось в выделенной области? Работа групп оценивается. Карточка 9 Страница 11. В выделенной области получилось слово «Винер». «Винер Норберт (Wiener Norbert) (26.11.1894 – 18.03.1964) В 1948 году в США и Европе вышла книга Винера "Кибернетика или Управление и связь в животном и машине", ознаменовавшая своим появлением рождение нового научного направления – кибернетики. Норберт Винер родился в городе Колумбия,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2644
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|