Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок русского языка и музыки в 6-м классе. Развитие речи. Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Автор(ы): Мымрина Эмилия Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Русский язык | Музыка | Тема урока - Описание картины природы.Развивающая цель - повторить правописание сложных прилагательных со значением цвета, степени сравнения прилагательных; опираясь на знания, полученные по теме «Прилагательное», составить рассказ об осени по впечатлению от музыкального произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года». | Тема урока - Эмоциональный мир музыкальной гармонии.Развивающая цель - дать понятие о красочности и эмоциональности музыкальной гармонии, вспомнить, что такое музыкальный лад и аккорд; формировать умение слышать гармонический строй произведения. Уметь рассказать о своих впечатлениях от прослушанного музыкального произведения. | Образовательная цель – развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы. Воспитательная цель – воспитание ответственности, умения работать в группе, прислушиваться к мнению других членов группы. Оборудование – муз.центр, диск с записью цикла П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Левитана «Октябрь», Осень! Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят. А.Толстой № | Этап урока и его методическая задача | Реализация коммуникативной обучающей функции учителя | Режим исполнения | ТСО | 1 | Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала | 1. Лингвистический диктант.золотой = серебряный ------------------------------ золотистый ? яркий = прозрачный ------------------------------------- ярче ? сильный = ? ------------------------------------- сильнейший ? более тёмный = ? ----------------------------------- тёмный светлый красный = ? --------------------------------- светло-красный ярко-золотой 2. Какая же часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным, выразительным, точным? | Ученик - класс Учитель – ученик | | 2. | Мотивационный этап. | Приглушенно, в записи звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Давным–давно, в 19 веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист». Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года: январь, февраль, март, апрель... Все они позднее были объединены в альбом музыкальных картин природы, который получил название «Времена года». А мы сегодня с вами услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал «Осенней песнью». Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень - удивительная пора. Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» [6] Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку. Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года? А почему осень - это печальное время года? Как музыка, ее гармония, помогает нам эмоционально настроиться на картину природы, представить её? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить. | Учитель Учитель Ученик (индивидуальное дом. задание) Учитель Учитель - ученик | В записи звучит «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. | 3. | Исследование в группах по интересам | Музыковеды – выстроить с помощью карточек гармонический план пьесы и рассказать о нем.Художники – нарисовать своё настроение от музыки, объяснить его и сопроводить карточками с оттенками цвета. Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение? Искусствоведы – ответить на вопросы: Какую осень увидел и нарисовал художник Исаак Ильич Левитан? К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему? Составить рассказ о картине. | Ученик – ученик,обратная связь с учителем с помощью сигнальных карточек. | В грамзаписи звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. репродукция картины И.Левитана «Октябрь», карточки. | 4. | Этап материализованных действий. | Озвучивание результатов групповой работы. | Лидер-группа.Ученик-учитель. | | 5. | Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог урока. | Октябрь - это уже не ранняя, пышно убранная разноцветными листьями, чудесная и нарядная, а другая, не - видная собой, в последних лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем моросящего осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Но и поздняя осень по-своему хороша. Помните, у Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...» Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях и лесах. Ничто не мешает взгляду. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. В такие дни к нам приходят грустные воспоминания. Описать картину поздней осени нам помогают средства художественной выразительности. Особенно велика в тексте роль прилагательных, которые делают текст более выразительным, ярким. Слушая пьесу П.И. Чайковского, мы зримо представляем себе картины осенней природы, помогает нам в этом не только мелодия, но и гармония. Именно она настраивает слушателя на особое эмоциональное восприятие музыкального произведения. | Ученик - учитель | | 6. | Самостоятельная работа (возможно домашняя) | Написать мини-сочинение – впечатление по пьесе П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» | Ученик | | Результаты групповой работы: 1. Музыкове...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1709
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|