Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников
Автор(ы): Грицева Наталья Валентиновна, педагог-психолог; Носкова Анна Викторовна, учитель биологии; Тарасова Татьяна Валерьевна, учитель риторики; Копейкина Ида Евсеевна, Заместитель директора
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе, в частности, характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких условиях везде и всегда возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Специалисты бьют тревогу: ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками ухудшается. По официальным данным, 16% учащихся 9–11-х классов хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. И обязательно нужно говорить с детьми на всех уровнях о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с наркотиками. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной. По этим причинам была выбрана такая форма работы с детьми младшего школьного возраста. Цели и задачи программы Цели: - формирование здорового образа жизни в среде младших школьников,
- профилактика табакокурения, алкогольной и наркозависимости.
Задачи: - повышение значимости здорового образа жизни;
- формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
- просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни;
Формы работы: проведение профилактических бесед с учащимися 1–3-х классов о вреде курения, употребления сильнодействующих веществ, алкоголя. Целью которых является предоставление данных о влиянии табакокурения, алкоголя, наркотических веществ на молодой развивающийся организм (беседы проводятся преподавателем валеологии и психологии). Перечень тем бесед, разработку занятий по одной из тем и сценарий спектакля см. в Приложении. Показ кукольного спектакля “Ошибка”, цель которого рассказать детям в игровой форме о вреде употребления всех выше перечисленных одурманивающих веществ. Реализация программы Проведение профилактических бесед преподавателями валеологии или психологии о вреде табакокурения, употребления алкоголя и других одурманивающих веществ в среде младших школьников. Показ кукольного спектакля старшеклассниками для учащихся 1–3-х классов по названной теме. Завершение этапа работы После просмотра кукольного спектакля “Ошибка” подводятся итоги. Дети рассказывают, кто из героев спектакля был прав, что нельзя делать и что нужно делать, чтобы расти сильным, здоровым и не болеть. Как надо реагировать, если тебе предложат попробовать закурить, выпить “как взрослые”, “угостят” таблетками, или предложат поставить укол. Что может получиться, если вдруг он все-таки согласится на такое предложение. Регулярность проведения бесед: еженедельно в течение четверти. По завершению цикла бесед ставится кукольный спектакль с последующим обсуждением ребятами, конкурс миниплакатов на тему “Вредные привычки”. Приложение План занятий со школьниками младших классов по профилактике наркомании и табакокурения Структура работы - Приветствие.
- Информационный блок.
- Игровой блок.
- Анализ работы.
- Прощание.
Продолжительность работы 40 минут. Тематика информационного блока - Вредные привычки и наше здоровье.
- Ознакомление школьников со строением органов дыхания. Влияние табакокурения на деятельность легких.
- Строение сердца, выполняемая им работа в организме.
- Воздействие табакокурения на сердечно-сосудистую деятельность.
- Нервная система и мозг – организаторы работы всех органов.
- Влияние курения, приема алкоголя и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга.
- Предоставление информации об изменении личности людей, употребляющих наркотики и о проблемах с этим связанных.
- Информация о количестве наркоманов и об опасности для общества их поведения.
- Влияние наркотиков на растущий организм.
- Алкоголь и его влияние на здоровье.
Занятие Тема: Ознакомление школьников со строением органов дыхания. Влияние табакокурения на деятельность легких. Цели: - дать понятия об органах дыхания,
- показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,
- обучить детей навыкам отказа от предложения закурить.
Занятие проводят совместно валеолог и психолог в группе учащихся 1–3-х классов численностью не более 10–12 человек. Продолжительность занятия 40 минут. - Приветствие.
- Информационный блок.
- Тренинговые упражнения по развитию навыков отказа от курения.
- Обсуждение итогов занятия.
- Прощание.
Ход занятия 1. В качестве приветствия используется игра по кругу “Мое имя. Мое настроение”. Дети встают в круг. Каждый по очереди называет свое имя и рассказывает о своем настроении сегодня. После приветствия дети садятся на стулья по кругу. 2. Беседа со школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье. Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два : по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму. Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Посмотрите, как различаются легкие курильщика и здорового человека (демонстрируются рисунки легких курильщика и некурящего). Легкие при курении становятся серыми, сморщиваются и не могут выполнять свою работу, поэтому не хватает кислорода другим органам. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается. Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей. 3. Тренинговое упражнение “Давай покурим”. Цель: групповой поиск различных доводов против курения. Описание упражнения: Школьники делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает партнеру закурить, а тот в свою очередь должен отказаться. Затем участники меняются ролями. После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче. 4. Подведение итогов занятия, обсуждение полученной информации, навыков, приобретенных в ходе работы. - Как человек дышит, какие органы ему в этом помогают?
- А что происходит, когда человек курит?
- Как может измениться состояние здоровья курящего человека?
- Как вы станете действовать, если вам предложат закурить?
5. Ритуал прощания. Игра в кругу “Телеграмма”. Дети встают в круг, берутся за руки и ведущий пожимает руку рядом стоящему ребенку, тот передает пожатие руки (“телеграмму”) по кругу, пока она не вернется к ведущему. Сценарий кукольного спектакля “Ошибка” Действующие лица: Мальчики Петя и Вася, друзья, школьники младшего класса. Взрослый парень по имени Никотин. Автор. Автор. В одном городе жили два мальчика – Петя и Вася. Они были неразлучными друзьями, учились в одном классе, всегда друг другу помогали. И вот однажды они встретили взрослого парня. Никотин. Привет ребята! Петя. Привет. Вася. Привет. Никотин. Как вас зовут? Вася. Меня – Вася. Петя. А меня – Петя. Мы друзья. Никотин. А меня зовут Никотин. Вася. А чем ты занимаешься? Никотин. Я? Ничем. Живу в свое удовольствие. Смотрю телевизор, сплю сколько хочу... Петя. Здорово! И уроки не учишь? Никотин. Нет. А зачем? Вася. Ну, как же. Ведь это необходимо в жизни. Никотин. Не знаю, я в этом необходимости не вижу. Петя. А мне тоже надоело учиться. Читаешь, учишь, занимаешься... Пока я доучусь до старших классов... А я уже сейчас хочу чувствовать себя взрослым. Никотин. А хочешь, я тебя научу? Петя. Хочу. А как это?...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3197
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|