Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа Прикладная физика для начинающих. 8-й класс - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Программа Прикладная физика для начинающих. 8-й класс


Автор(ы): Радченко Татьяна Ивановна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка
Данная программа “Прикладная физика для начинающих” составлена для учащихся 7 – 9 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе [1,2]. Здесь представлен фрагмент программы, относящийся к 8 классу. Программа для 7 класса находится среди материалов фестиваля “Открытый урок” за 2006-2007 уч. год.
2.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
а) Основные знания и умения учащихся

Обучающимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал, рассматриваемый на уроках физики и на занятиях творческого объединения по основным разделам физики. Занимающиеся в творческом объединении школьники должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (правильно подключать, определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).
Обучающиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов исследовательских работ. Навыки чтения и построения графиков, составления таблиц и диаграмм, составления и сборки схем, технического черчения, полученные на уроках физики, черчения и технологии, на занятиях в творческом объединении расширяются и находят конкретное применение в соответствующих работах учащихся. Обучающиеся должны получить навыки решения задач технического содержания: объяснить принцип действия прибора; придумать действующую модель, прибор, начертить схему устройства для выполнения тех или иных функций, овладеть навыками работы в области ТРИЗ. Занятия в творческом объединении требуют определенного навыка работы с компьютером для оформления результатов работ, для создания к ним компьютерных презентаций, а также домашних работ по программе схемотехнического моделирования и анализа процессов, происходящих в электронной схеме EVB, точнее ее более простому аналогу “Начала электроники”, для изучения в курсе физики раздела “Электричество”, производитель – физический факультет КазГУ им. аль-Фараби, г. Алма-аты, 2000г. (http:// elektronika. newmail.ru).
б) Проверка результатов
Качество подготовленности учащихся определяет качество выполненной ими работы. Главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными навыками, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения проблемы, внешний вид и качество работы прибора, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Но при этом в работе творческого объединения не исключается взаимоконтроль и взаимопроверка. Это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
План составлен с учетом “Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике” [3, с.5] и “Примерной программы основного общего образования” под редакцией Коровина В. А. [3, с.8].
2ой год обучения
Тема Количество часов
теоретич. практич. всего
Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный. 2 2 4
Тепловые явления и методы их исследования. 20 40 60
Электрические явления и методы их исследования. 20 80 100
Электромагнитные явления. 2 6 8
Оптика. 12 18 30
Формирование личностных качеств учащихся. 2 6 8
Заключительное мероприятие:
а) мероприятия,
б) подготовка.
4
2 6
ВСЕГО: 62 154 216
Тема 1. Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный (4 часа)
Определение цены деления и показаний приборов. Абсолютная и относительная погрешность. Значение эксперимента для развития научных теорий и создания новых технических устройств. Правила техники безопасности (при работе с электричеством, при использовании паяльников и т.д.).
Практические работы
1. Определение цены деления различных приборов, снятие показаний.
2. Определение погрешностей измерений.
Тема 2. Тепловые явления и методы их исследования (60 часов).
Тепловое расширение тел. Использование теплового расширения тел в технике. Защита от него в различных технических устройствах, сооружениях и т.п.
Способы изменения внутренней энергии тел: совершение работы и теплопередача. История этого вопроса (нагревание стволов пушек при сверлении и т.д.). Виды теплопередачи – теплопроводность, конвекция и излучение. Теплопередача в природе и технике. Использование теплового расширения в датчиках температуры и пр. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Агрегатные состояния вещества. Переход веществ из одного состояния в другое. Удельная теплота плавления и удельная теплота парообразования. Тепловые явления в природе и технике. Работа газа и пара. Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Роторно-поршневой двигатель Ванкеля. Дизель. Паровая и газовая турбины. Применение их в автомобилестроении [4], в промышленности и пр. Необычные двигатели (сравнение принципов действия с уже хорошо разработанными конструкциями). Перспективы создания новых двигателей, усовершенствования прежних и замены используемого для них топлива. КПД теплового двигателя и пути его повышения.
Особенности теплового расширения воды, проявление этого в природе и учет в технике (система охлаждения автомобиля и т.д.). Паровой и воздушный клапан системы охлаждения. Термометры: жидкостный и газовый. Приборы для измерения влажности.
Практические работы
  1. Определение удлинения тела в процессе теплового расширения.
  2. Изучение работы датчика температуры на биметаллической пластине.
  3. Применение теплового расширения твёрдых тел, жидкостей и газов для регистрации изменения температуры. Анализ и обобщение возможных вариантов конструкций [5].
  4. Решение задач по теме с использованием книги “Физика в рисунках” [6] и т.п. Составление своих задач. Задачи ТРИЗ [7, 8, 9].
  5. Построение графика зависимости температуры тела от времени при плавлении и отвердевании кристаллического тела. Сравнение с аморфными телами.
  6. Изучение строения кристаллов и их выращивание.
  7. Наблюдение за процессом кипения и температурой кипения жидкости (Н2О). Кипение при пониженном давлении.
  8. Изучение на действующих моделях принципов действия: ДВС, парового двигателя, турбин. Изучение особенностей их изготовления.
  9. Снятие характеристики газового датчика температуры.
  10. Приборы для измерения влажности. Психрометр, гигрометры. Таблицы.
Изготовление пособий и моделей
Модели датчиков и указателей с использованием биметаллических пластин, модель системы отопления, термосы, модель печной тяги, модель “Конвекция”, наборы веществ с плохой теплопроводностью, комплекты рисунков-задач по теме, модель паровой турбины, модель: “Принцип действия ДВС”, модель роторно-поршневого двигателя, роторно-лопастного, Меркера и т.п. Психрометр Августа. Комплект “Способы теплопередачи в природе и технике”. Комплект “Удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования”.
Темы исследовательских работ
  1. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, история его открытия.
  2. ДВС. Необычные конструкции.
  3. Датчики и указатели с биметаллическими пластинами (области применения).
  4. Системы охлаждения двигателей (жидкостная и воздушная).
  5. Особенности физических характеристик воды (интервал от 0 – 4 0С, замерзание, различные типы льда; особенности, позволяющие существовать жизни на планете; вода на других планетах и спутниках в Солнечной системе).
  6. Лед из воды, углекислого газа и др. на планетах и спутниках планет.
  7. Экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей и т.д.
  8. Применение изменения физических свойств вещества при переходе в другое агрегатное состояние в технике (металлургия, криогенное оборудование и т.д.).
  9. Рабочий цикл двигателя и КПД.
Тема 3. Электрические явления и методы их исследования (100 часов)
Электризация тел, два рода зарядов, их взаимодействие. Электроскопы и электрометры. Строение атома. Электрон. Проводники электрического тока. Диэлектрики и полупроводники. Конденсаторы.
Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, растворах электролитов, в полупроводниках. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Гальванометр, амперметр, вольтметр, мультиметр, реостаты. Осветительная сеть. Схемы различных электрических устройств (в быту, в промышленности, на автомобиле, игрушках и играх и т.д.). Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Освещение. Короткое замыкание. Плавкие предохранители и с биметаллическими пластинами. Применение полупроводниковых приборов.
Практические работы
  1. Электризация тел и два рода электрических зарядов.
  2. Закон Ома для участка цепи.
  3. Определение удельного сопротивления проводника.
  4. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.
  5. Различные типы конденсаторов.
  6. Изучение и испытание ёмкостного задатчика промежутков времени.
  7. Сборка электрических цепей и снятие показаний с амперметров и вольтметров.
  8. Составление различных схем электрических цепей.
  9. Решение задач по созданию конкретных устройств с использованием электрического тока. Задачи по ТРИЗ [7-9].
  10. Изучение последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников. Решение задач по забавным рисункам из резисторов.
  11. Зависимость сопротивления металлических проводников от температуры. (Проволочные резисторные датчики температуры).
  12. Расчет потребляемой электроэнергии. Определение работы и мощности электрического тока. Расчёт КПД технических устройств.
  13. Изучение работы конструктора на полупроводниках.
  14. Электрический поплавковый датчик концентрации раствора (снятие характеристики).
  15. Сборка автоматического сигнализатора ускорения.
  16. Изучение приборов, сделанных другими обучающимися и др.
Изготовление пособий и моделей.
  1. Электроскопы. Электроскопы-игрушки.
  2. Простейшие источники тока (мА).
  3. Параллельное, последовательное и смешанное соединение проводников.
  4. Реостаты и реохорды.
  5. Квартирная проводка и освещение (модель).
  6. Электрифицированные игры (электровикторины). Электрические игрушки и куклы кукольного театра с использованием светодиодов, герконов, фотосопротивлений и т.д.
  7. Датчики, указатели, контролирующие устройства [5].
  8. Элементы автоматических устройств. Модели электрических устройств автомобиля (динамические модели из картон...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1707

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340