Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях
Автор(ы): Николенко Татьяна Петровна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: семинар (2час). Задачи урока: - Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных (одноатомных и многоатомных) спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов, рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах спирта, фенола, альдегида; расширить понятия о функциональной группе, водородной связи, генетических связях между классами органических веществ и показать усложнение их состава и строения при переходе от углеводородов к кислородосодержащим.
- Развивающая: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ; добиваться аккуратного выполнения задания-эксперимента; развивать самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой.
- Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов; особое внимание уделить проблеме физиологического влияния этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Реактивы и оборудование: - На ученических столах: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, спиртовки, пробирки, спички, зажим; растворы глицерина и этаналя (1 ряд); этанола и глицерина медная проволока (2 ряд); растворы этаналя и этанола, медная проволока (3 ряд).
- На столе учителя: раствор фенола, бромная вода, хлорид железа (III).
План семинара: - Классификация спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов.
- Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений.
- Генетическая связь между углеводородами и кислородосодержащими веществами.
- Распознавание веществ (практическая часть).
- Сообщения учащихся о физиологическом воздействии этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Ход урока I. Организационный момент. II. Учитель: -Цель нашего семинара систематизировать и обобщить полученные сведения о составе, строении спиртов, фенолов и карбонильных соединений; найти сходства и различия в строении и свойствах между этими веществами, рассмотреть генетическую связь между классами органических веществ. (План семинара на столах). 1-й вопрос семинара. Учитель: -Обобщение материала начнем с классификации рассматриваемых классов веществ. Ученик у доски выполняет задание: Записать общую формулу предельного одноатомного спирта, фенола, альдегида и кетона. Подчеркнуть функциональную группу. С классом ведется опрос-беседа: - Какие вещества называются кислородосодержащими?
- По каким признакам классифицируют кислородосодержащие вещества?
- Что называется функциональной группой?
- Какие вещества называются спиртами? Какие они бывают по составу?
- Какие вещества называют фенолами? Какие они бывают по составу?
- Какие вещества относятся к карбонильным соединениям? и Почему?
- Дайте определение альдегидам и кетонам. Какие они бывают по составу?
После беседы и ответа ученика у доски подводится итог. Учитель: Сделаем вывод: В чем состоит сходство и различие в строении спиртов, фенола и карбонильных соединений? Отмечаем общие признаки: а) у спиртов и альдегидов – одинаковые радикалы; у фенолов и спиртов одинаковая функциональная группа ОН. Находим отличия: а) наличие разных функциональных групп. Затем для закрепления материала по классификации и номенклатуре учитель просит учащихся выполнить задание (карточки с заданиями на столах). Задание 1.Укажите, к каким гомологическим рядам относятся вещества. Дайте им названия. 7. 8. СН≡С-СН2-СН2ОН 2. Переходя к 2-ому вопросу семинара, ученики отвечают на вопрос: - Что лежит в основе учения об органических веществах? (Ответ: В основе учения об органических веществах лежит теория химического строения, созданная А.М.Бутлеровым.)
- Что определяет теория химического строения А.М.Бутлерова? (Ответ: Теория определяет порядок соединения атомов в молекулах органических веществ и влияние этого порядка на свойства веществ).
3 ученика у доски готовят ответ на вопрос: Рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах: а) спирта; б) фенола; в) альдегида. Далее учитель продолжает: природа функциональной группы оказывает существенное влияние на физические свойства данного класса и во многом определяет химические свойства вещества. Беседа с классом: - Какими физическими свойствами обладают спирты? Фенолы? Альдегиды?
- Объясните, почему среди спиртов нет газообразных веществ?
- Дайте определение, какая связь называется водородной?
Затем слушают ответы учеников у доски о взаимном влиянии атомов в молекулах спирта, фенола и альдегида. После ответа учеников учитель просит проанализировать влияние природы функциональной группы на кислотные свойства вещества и расположить вещества (спирт, фенол, альдегид) в порядке увеличения кислотных свойств. В ходе обсуждения делается вывод: кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у предельных одноатомных спиртов. Предельные одноатомные спирты проявляют более слабые кислотные свойства даже по сравнению с водой. Кислотные свойства альдегидам не присущи. 3-й вопрос семинара. Учитель: теория А.М.Бутлерова раскрывает закономерные взаимосвязи между строением веществ и их свойствами и показывает, что свойства - не случайные явления. Свойства веществ строго обусловлены их химическим стро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3219
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|