Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях


Автор(ы): Николенко Татьяна Петровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: семинар (2час).
Задачи урока:
  1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных (одноатомных и многоатомных) спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов, рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах спирта, фенола, альдегида; расширить понятия о функциональной группе, водородной связи, генетических связях между классами органических веществ и показать усложнение их состава и строения при переходе от углеводородов к кислородосодержащим.
  2. Развивающая: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ; добиваться аккуратного выполнения задания-эксперимента; развивать самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой.
  3. Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов; особое внимание уделить проблеме физиологического влияния этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Реактивы и оборудование:
  1. На ученических столах: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, спиртовки, пробирки, спички, зажим; растворы глицерина и этаналя (1 ряд); этанола и глицерина медная проволока (2 ряд); растворы этаналя и этанола, медная проволока (3 ряд).
  2. На столе учителя: раствор фенола, бромная вода, хлорид железа (III).
План семинара:
  1. Классификация спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов.
  2. Взаимосвязь строения и свойств кислородосодержащих органических соединений.
  3. Генетическая связь между углеводородами и кислородосодержащими веществами.
  4. Распознавание веществ (практическая часть).
  5. Сообщения учащихся о физиологическом воздействии этанола, метанола, фенола и альдегидов на организм человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Учитель:
-Цель нашего семинара систематизировать и обобщить полученные сведения о составе, строении спиртов, фенолов и карбонильных соединений; найти сходства и различия в строении и свойствах между этими веществами, рассмотреть генетическую связь между классами органических веществ. (План семинара на столах).
1-й вопрос семинара.
Учитель:
-Обобщение материала начнем с классификации рассматриваемых классов веществ.
Ученик у доски выполняет задание:
Записать общую формулу предельного одноатомного спирта, фенола, альдегида и кетона. Подчеркнуть функциональную группу.
С классом ведется опрос-беседа:
  1. Какие вещества называются кислородосодержащими?
  2. По каким признакам классифицируют кислородосодержащие вещества?
  3. Что называется функциональной группой?
  4. Какие вещества называются спиртами? Какие они бывают по составу?
  5. Какие вещества называют фенолами? Какие они бывают по составу?
  6. Какие вещества относятся к карбонильным соединениям? и Почему?
  7. Дайте определение альдегидам и кетонам. Какие они бывают по составу?
После беседы и ответа ученика у доски подводится итог.
Учитель:
Сделаем вывод: В чем состоит сходство и различие в строении спиртов, фенола и карбонильных соединений?
Отмечаем общие признаки: а) у спиртов и альдегидов – одинаковые радикалы; у фенолов и спиртов одинаковая функциональная группа ОН.
Находим отличия: а) наличие разных функциональных групп.
Затем для закрепления материала по классификации и номенклатуре учитель просит учащихся выполнить задание (карточки с заданиями на столах).
Задание 1.Укажите, к каким гомологическим рядам относятся вещества. Дайте им названия.

7.
8. СН≡С-СН2-СН2ОН
2. Переходя к 2-ому вопросу семинара, ученики отвечают на вопрос:
  1. Что лежит в основе учения об органических веществах? (Ответ: В основе учения об органических веществах лежит теория химического строения, созданная А.М.Бутлеровым.)
  2. Что определяет теория химического строения А.М.Бутлерова? (Ответ: Теория определяет порядок соединения атомов в молекулах органических веществ и влияние этого порядка на свойства веществ).
3 ученика у доски готовят ответ на вопрос:
Рассмотреть взаимное влияние атомов в молекулах:
а) спирта;
б) фенола;
в) альдегида.
Далее учитель продолжает: природа функциональной группы оказывает существенное влияние на физические свойства данного класса и во многом определяет химические свойства вещества.
Беседа с классом:
  1. Какими физическими свойствами обладают спирты? Фенолы? Альдегиды?
  2. Объясните, почему среди спиртов нет газообразных веществ?
  3. Дайте определение, какая связь называется водородной?
Затем слушают ответы учеников у доски о взаимном влиянии атомов в молекулах спирта, фенола и альдегида. После ответа учеников учитель просит проанализировать влияние природы функциональной группы на кислотные свойства вещества и расположить вещества (спирт, фенол, альдегид) в порядке увеличения кислотных свойств.
В ходе обсуждения делается вывод: кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у предельных одноатомных спиртов. Предельные одноатомные спирты проявляют более слабые кислотные свойства даже по сравнению с водой. Кислотные свойства альдегидам не присущи.
3-й вопрос семинара.
Учитель: теория А.М.Бутлерова раскрывает закономерные взаимосвязи между строением веществ и их свойствами и показывает, что свойства - не случайные явления. Свойства веществ строго обусловлены их химическим стро...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3219

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340