Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы Своеобразие художественного мира Платонова) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы Своеобразие художественного мира Платонова)


Автор(ы): Мальцева Светлана Сергеевна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Интерес обучающихся к изучению литературы не может постоянно поддерживаться внешней занимательностью отдельных приемов и форм. Познавательная активность должна формироваться на основе творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, потребности в самоопределении и самовыражении, на основе развития рационально-логической и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности. Этим определено включение в контекст школьного образования технологий и методов, построенных на исследовательской деятельности обучающихся – комплексный анализ художественного текста, лингвистические и литературоведческие задания аналитического характера на основе сравнения, сопоставления, синтеза.
Художественный текст как объект анализа, безусловно, специфичен. Особенностью литературного материала является его способность инициировать развитие творческого потенциала, воображения, возможности видеть мир во всем его многообразии и великолепии, даже когда речь идет о самых привычных для нас явлениях. Художественная литература предоставляет читателю исключительную возможность познания таких сторон внутренней жизни человека, наблюдать которые в реальной ситуации просто невозможно. Она открывает бесконечное множество смыслов одного и того же понятия, обозначающее категорию внутреннего мира личности. Литературный материал эмоционально действенен. Значимость использования литературных текстов становится очевидной, если учесть исключительную роль художественного познания в общей структуре познания мира и человека. Анализ литературного материала воспитывает читателя, “который видит в художественном произведении не какой-либо объект, основанный на очевидных отношениях и призванный к тому, чтобы наслаждаться им как проявлением красоты, а тайну, которую надо исследовать, задачу, которую надо разрешить, стимул, способствующий живости воображения”[1] . Именно поэтому литературе принадлежит особая роль в решении задач развития не только интеллектуальной, рационально-логической, но и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности: эмоционально-образная составляющая включена в учебную деятельность в ходе изучения литературы не только в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, влияющего как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, персонализацией и т.д. Обращение обучающегося к литературному произведению в роли исследователя формирует у него глубоко личное, отношение к художественному тексту, внимание к детали, рождает отклик на мысли автора, учит сопоставлять, анализировать литературные явления. Постижение сложности и поливариатности эмоционального мира личности, изображенного в художественном произведении, приводит к обогащению тезауруса понятий, обозначающих эмоциональное состояние человека, облегчает формирование вербальных эталонов[2] эмоциональных состояний и чувств. В ходе такого постижения неизменно возникает “межличностное взаимодействие и общение со значимым другим, в роли которого может выступать герой литературного произведения и автор … литературного текста, “вхождение” во внутренний мир которого активизирует механизмы рефлексии, эмпатии, атрибуции и идентификации”[3]. Обозначенное взаимодействие и общение опирается на ключевые категории, выделяемые современной практической психологией: категория общения (как акт обмена информацией, акт взаимодействия), категория образа (образ мира, образ личности), категория индивид-личность (осознание самого себя, самоотношение, самочувствование, самопонимание), категория индивидуальности (осознание личностной непохожести на других, нетождественности), категория мотивации (аффективные и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к миру, самому себе – своему внутреннему миру и своему физическому телу), категория действия (идея интериоризации и экстериоризации). Итак, исследовательская деятельность в ходе урока обеспечивает глубокое погружение в литературный материал, развитие чувства интереса и исследовательской любознательности, увлеченности, желание знания и понимания, желание открытия, развитие эмоций успеха. Она формирует у обучающихся ряд качеств и умений, без которых невозможно литературное образование школьников, да и образование в целом, подразумевающее не только расширение их знаний, но и повышение культуры чувств, и углубление эстетической мысли: умение сопоставлять тексты, обнаруживая культурную традицию; умение создавать собственный вариант интерпретации художественного текста; умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную и кино- интерпретацию с авторской мыслью, с текстом оригинала; умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств и д.р.
Конспект урока-обобщения
Тема урока:
Своеобразие художественного мира А. П. Платонова
Имя урока: “Жил человек на правах пожара…”
Цели:
  • обобщение и систематизация представления учащихся о своеобразии художественного мира Платонова, о месте человека в художественном мире писателя;
  • развитие речевых и аналитических навыков (речемыслительных умений) в процессе анализа художественного произведения;
  • воспитание бережного отношения к русской культурной традиции, формирование интереса к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.
Эпиграфы:
1) Музыкальный эпиграф – композиция А. Мисина “В центре вселенной”
2) Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть.
А. П. Платонов
3) Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придёт, а от разума и трудное легким станет.
А. П. Платонов
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Задачи этапа: создать мотивацию к формированию у старшеклассников целостного видения основных характеристик и особенностей творчества А. П. Платонова, психологический настрой на восприятие материала урока.
Обращение к эпиграфам.
Прослушивание и обсуждение композиции А. Мисина “В центре вселенной”.
1) Прокомментируйте ассоциативный ряд, возникающий, пока вы слушаете.
2) Можно ли художественный мир А. П. Платонова назвать вселенной, почему?
Чтение и обсуждение платоновских мыслей.
3) Как вы понимаете слова “любить вселенную, которая может быть”?
4) По вашему мнению, что А. П. Платонов ставит выше сердце или разум?
2. Этап целеполагания. Задача этапа: интенсифицировать процесс освоения материала через осмысление предполагаемых способов деятельности и самостоятельное формулирование целей урока.
Слово учителя.
К. Паустовский назовет А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”. Платонов прошел все перипетии нашего общества. Он человек общественной концепции, человек социума, “общинный человек”. Это представитель русской ментальности настолько, что ему свойственен и русский утопизм. Он серьезно и активно увлечен идеей социализма. Уникальность Платонова в том, что он не только унаследовал традиции русской ментальности, но и совершенно ее поменял: железная дорога до Платонова, например, урбанистический зверь, исчадие ада; у него – романтический образ сродни цветку.
Фронтальная беседа по вопросам.
1) Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества. Скажите, к каким? (Например: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чем сила и бессилие? Что такое душа и что есть сокровенное в человеке?)
2) Характерным для писателя было острое ощущение противостояния человека и Вселенной, труднопреодолимой враждебности природы и людей. Вспомним рассказы Платонова “Неизвестный цветок”, “Корова”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире” и задумаемся над вопросами: Что связывает человека с природой? Что их разобщает? Как преодолеть, по мнению Платонова, чувство сиротства в этом прекрасном и яростном мире? Как вы думаете, почему Платонов не ставит союз “но” между этими двумя эпитетами – “прекрасном”, “яростном” – почему не противопоставляет их?
3) Исходя из темы и имени урока, сформулируйте вопрос или вопросы, на которые мы должны ответить в ходе сегодняшнего разговора.
3. Анализ текста рассказа А. П. Платонова “Песчаная учительница”. Задачи этапа: обеспечить коммуникацию с автором произведения; организовать беседу-поиск текстуальных особенностей образа главной героини; расширить и углубить представления учащихся об авторском замысле; отработать навыки обоснования семиотического единства текстообразующих компонентов.
Рассказ “Песочная учительница” написан в 1926 году, он отражает некоторые черты биографии писателя, устремления его личности, его желание вобрать “весь внешний мир в свое внутреннее переживание”.
1) Анализ содержания рассказа и образа главной героини по вопросам.
Скажите, чем замечательна на ваш взгляд героиня рассказа? Как обрисована автором внешность героини в начале повествования? Как меняется ее облик далее по тексту? Почему важно проследить за изменениями в облике Марии Никифоровны? Какой представляет она жизнь? Что из ожидавшего Марию Никифоровну в поселке было тяжелее всего? Что молодая учительница считает для себя главным? Почему Мария Никифоровна могла бы “завидовать целым народом, а не школой”?
2) Формулирование и комментирование основных философских категорий, о которых идет речь в рассказе.
С чем сравнивает Платонов молодость? Почему это “самое неописуемое” время в жизни человека? Была ли готова героиня к самостоятельной жизни? Чем помогли ей родители, как воспитали? Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи – ведущая в творчестве автора (“Третий сын”, “Возвращение”, “Фро”, “На заре туманной юности”, “Чевенгур”). Почем...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2839

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340