Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Урок химии в 8-м классе по теме Кислоты, их классификация и свойства
Автор(ы): Попова Лидия Николаевна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений.
- Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, коллективизм.
- Развивать навыки постановки химического эксперимента, наблюдений, формулирования выводов.
Оборудование: набор кислот, реактивы для изучения свойств кислот, карточки-задания, карточки с индивидуальными домашними заданиями, слайды “Неорганические кислоты”, компьютер, приставка мультимедиа. Ход урока I. Организационный момент. реакция не идёт II. Актуализация знаний. Вопрос: какие вещества относятся к классу кислот? (ответы учащихся, слайд №1 для проверки ответа) Задание1: из приведенных формул выпишите формулы кислот: HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.Назовите выписанные кислоты (слайд №2) Задание2: Изучите таблицу 10 на стр. 157 учебника. По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД (слайд №3). Задани3е: Из приведенных формул веществ: KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3 выпишите формулы кислот в таком порядке: а) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты; б) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты (работа в тетради с проверкой на слайде №4). III. Формирование новых ЗУН. Работа в группах по выявлению свойств неорганических кислот: 1-ая группа – соляная кислота; 2-ая группа – серная кислота; 3-я группа – фосфорная кислота; 4-ая группа – азотная кислота. 1. Сообщения о физических свойствах изучаемых кислот (1 учащийся от группы по заранее предложенному заданию). 2. Изучение основных химических свойств кислот – лабораторная работа. 1) Изучение изменения цвета индикаторов в кислой среде. Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 1 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы. а) HCl = H+ + Cl-, б) H2SO4= 2H+ + SO42- в) HNO3 = H+ + NO3-, г) H3PO4 = H+ + Н2 PО4 - Н2РО4- = Н+ + НРО42- НРО42- = Н+ + РО43- (диссоциация фосфорной кислоты протекает ступенчато) Вывод: в кислой среде лакмус становится красным, метиловый оранжевый - разовый, фенолфталеин - остается бесцветным. Эти изменения обусловлены наличием в растворе протонов водорода Н+(слайд №5). 2) Изучение отношения кислот к основаниям. Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 2 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы. 1. HCl + NaOH = NaCl + H2O H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O H+ + OH- = H2O; 2. H2SO4 +2 NaO H = Na 2SO4 + 2H2O 2H+ + SO42- +2 Na +2OH- = 2Na+ + SO4 2- + 2H2O 2H+ + 2O H- = 2 H2O 3. HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O H+ + NO3- + Na + + OH- = Na+ + NO3 - + H2O H+ + OH- = H2O; 4. H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4+ 3H2O 3H+ + PO43- + 3Na + + 3OH- = 3Na+ + PO43-+ 3H2O 3H+ + 3OH- = 3H2O Вывод: кислоты вступают с основаниями в реакции нейтрализации (слайд №6). 3) Изучение отношения кислот к оксидам металлов. Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 3 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы. 1. 2HCl + CaO = CaCl2 + H2O 2H+ + 2Cl- + CaO = Ca2+ + 2Cl- + H2O 2H+ + CaO = Ca2+ + H2O; 2. H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O 2H+ + SO42- + CaO = Ca2+ + SO4 2- + H2O 2H+ + CaO = Ca2++ H2O 3. 2 HNO3 + CaO = Ca(NO3)2 + H2O 2H+ + 2NO3- + CaO = Ca2+ + 2NO3 - + H2O 2H+ + CaO = Ca2+ + H2O; 4. 2H3PO4 + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O 6H+ + 2PO43- + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O. Вывод: Кислоты вступают в реакции с оксидами металлов, образуя соль и воду. Реакция определяется наличием протона водорода (слайд №7). 4) Изучение отношения кислот к солям. Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 4 в карточке-задании (напоминание ТБ). Проведите опыт, пронаблюдайте результат, составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сопоставьте результаты опыта каждой группы. 1. 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2 2H+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2 2H+ + CO32- = H2O + CO2 2. H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 + H2O + CO2 2H+ + SO42- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + SO42- + H2O + CO2 2H+ + CO32- = H2O + CO2 3. 2HNO3 + Na2CO3 =2 NaNO3 + H2O + CO2 2H+ + 2NO3- + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2NO3- + H2O + CO2 2H+ + CO32- = H2O + CO2 4. 2H3PO4 + 3Na2CO3 =2 Na3PO4 + 3H2O + 3CO2 6H+ + 2PO4 + 6Na+ + 3CO32- = 6Na+ + 2PO43- + 3H2O + 3CO2 6H+ + CO32- = 3 H2O + 3CO2 Вывод: кислоты взаимодействуют с солями, образуя новую кислоту и новую соль. Реакции идут необратимо в случае образования газа или осадка (слайд №8). Изучение отношения кислот к металлам. Ознакомьтесь с последовательностью выполнения опыта 4...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2996
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|