Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок русского языка, литературы и изобразительного искусства в 5-м классе по теме Диалог - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Интегрированный урок русского языка, литературы и изобразительного искусства в 5-м классе по теме Диалог


Автор(ы): Клишина Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Дидактическая: сформировать понятие о диалоге, рассмотреть употребление диалога в устной и письменной речи на примерах русских народных сказок.
Воспитательная: прививать любовь к сказкам – драгоценному наследию русской народной культуры.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: интегрированный урок русского языка, литературы, изобразительного искусства.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый, метод самостоятельной работы.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; учебник литературы для 5 класса в 2-х частях, авторы- составители: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, М., “ Просвещение”,2007 год, иллюстрации художника И. Билибина к русской народной сказке “Царевна – лягушка”, иллюстрации художника И. Кузнецова к русским народным сказкам “ Гуси-лебеди” и “По щучьему веленью”.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
а) Фронтальный опрос.
Назовите тему прошлого урока. (Прямая речь).
Что называется прямой речью?
Как оформляется прямая речь на письме?
б) Проверка упражнение №241.
Задание: прочитать предложение, объяснить пропущенные орфограммы и знаки пунктуации.
Одновременно выполняется задание на доске: выписать из упражнения примеры для схем предложений с прямой речью:
“П”, - а. “П?”- а. “П!”-а. (1 учащийся)
Задание на доске: перестройте предложения №8 согласно схеме: А: “П?”. (2 учащийся)
Проводится проверка заданий, выполненных на доске.
3. Изучение нового материала.
Откройте учебник на странице 101.
Задание: прочитайте, подготовьтесь к чтению по ролям.
Распределяем роли: учитель, Валя, Коля, Миша, Маша, слова автора, роль кого-то.
- Ты опять завтракаешь на уроке?
Валя быстро спрятала завтрак в парту.
- Что будет, – сказал учитель, – если все будут завтракать на уроке?
Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.
Коля сказал: - Будет очень смешно!
Миша сказал: - Жеванье будет!
Маша сказала:
- Все сытые будут!
- А чего не будет?
Класс молчал. Чего не будет – никто не знал.
Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:
- Урока не будет!
- Абсолютно верно! – сказал учитель.
(В.В.Голявкин.)
Учитель.
- Ребята, как можно назвать только что прочитанный текст?
- Разговор.
- Правильно. Разговор или диалог. Потому что диалог – это разговор двух или нескольких лиц. (Диалог - от греч. “диалогос” - разговор, беседа)
Можете посчитать, сколько человек участвовало в разговоре? (Ответ учащихся)
- Кому принадлежат слова: “Абсолютно верно!”?
- Учителю.
- Как вы узнали это?
- Есть слова автора. (Слова автора – сказал учитель)
- Прочитайте еще раз реплики (слова каждого лица) без слов автора. Какие это предложения по цели высказывания?
- Побудительные.
- Запишите тему нашего урока. Диалог.
Основные понятия сегодняшнего урока.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – слова каждого лица в диалоге.

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о диалоге?
Предполагаемые ответы. (Мне бы хотелось узнать, чем отличается диалог от прямой речи. Я бы хотел узнать, как правильно оформляется диалог на письме.)
Учитель. Вопросы серьезные. Поэтому и цель нашего урока звучит так: сформировать понятие о диалоге, рассмотреть употребление диалога в устной и письменной речи. А помогут нам в этом русские народные сказки: “ Гуси-лебеди”, “ По щучьему веленью”, “Царевна-лягушка”.
Эпиграфом нашего урока будут слова А. С. Пушкина:
Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Задание: ответьте на вопросы. (Вопросы заранее записаны на доске.)
  1. Что такое сказка?
  2. Какие сказки ты любишь (волшебные, сказки о животных, бытовые)?
  3. Назови любимые сказки.
Задание выполняется в парах: составьте диалог на тему: “Сказка”. (Устно).
Выступления учащихся. Диалог о сказках.
Учитель. Как же записывается диалог на письме? Помните, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.
Запишем диалог на доске и в тетрадях. (Дается примерный вариант, дети записывают свой вариант диалога)
- Что такое сказка? – спросил учитель.
- Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, – ответил Саша.
- Какие сказки ты любишь?
- Я люблю волшебные сказки: “Царевна- лягушка”, “Сивка-бурка”, “Марья Моревна”.
Проверяем записи в тетрадях. (Самопроверка)
Учитель. Чем отличается запись диалога от записи предложений с прямой речью. (Повторяем правила правописания предложений с прямой речью, отмечаем разницу в записях предложений с прямой речью и диалогом)
4. Закрепление изученного.
а) работа по учебнику “Литература для 5 класса”
Учитель. А теперь давайте заглянем в сказку. Откройте учебник литературы на странице 12.
Задание № 1: рассмотрите иллюстрации художника И.Кузнецова, назовите сказки. (Русская народная сказка “Гуси- лебеди” и “По щучьему веленью”)
Задание №2: прочитайте диалог к сказке “По щучьему веленью”, закройте учебник и запишите по памяти.
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 4307

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340