Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок словесности и музыки. 5-й класс. Тема: Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок словесности и музыки. 5-й класс. Тема: Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи


Автор(ы): Капитонова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы; Ливенская Ирина Михайлова, учитель музыки и МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Критерий красоты через призму словесности, музыки и живописи».
Блок урока «Словесности»
Цели:
  • образовательные:
    • учить работать с лингвистическими единицами: звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом;
    • повторить и закрепить ЗУН учащихся, полученные на уроках русского языка, литературы, музыки.
  • развивающие:
    • развивать навыки устной и письменной речи, выразительного чтения;
    • развивать навыки работы с различными источниками информации: словарь, печатный текст, слово учителя;
    • развивать навыки группового и парного взаимодействия.
  • воспитательные:
    • воспитать эстетический вкус, неравнодушное отношение к прекрасному;
    • воспитать потребность в бережном отношении ко всему живому;
    • воспитать любовь к родному слову, языку, музыке, художественному творчеству.
Методы: слово учителя; беседа; анализ языкового явления; работа со словарем, текстом; упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису.
Материальное обеспечение урока: рабочая тетрадь; словарь С.И.Ожегова; подборка книг по теме урока; запись темы урока и эпиграфов на доске; сборник стихов А.С.Пушкина; стихотворение «Прекрасный мир» Савельевой М.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Слово учителя о теме и целях урока.
– Сегодня очередной урок из серии интегрированных уроков словесности, музыки. Будем говорить о красоте, которая нас окружает, будем учиться видеть и слышать, любить и ценить красоту слова, поступка, музыки…
2. Словарная работа
а) Вопросы и задания учителя.
– Произнесите слово, записанное на доске. (Красота)
– Сколько в нем букв? (7) – А звуков? Запишите. (3) – А что вы услышали в этом сочетании звуков? (Нечто загадочное, возвышенное, одухотворенное, приподнятое, романтическое). – Как вы понимаете лексическое значение слова?
б) Работа со словарем.
– А теперь обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Чтение словарной статьи.
– Итак, сколько значений у слова? (3)
– Какое оно? (Многозначное)
в) Задания по морфемике и словообразованию.
– Подберем однокоренные слова, запишем их, разберем по составу последнее слово. (Краса красотища прекрасное)
– Как вы думаете, от какого слова образовано слово «красота»? (Краса)
– А при помощи чего?
– Как называется такой способ образования слов?
– В задании 2 выберите правильный ответ.
г) Задание по лексике.
– Как вы понимаете выражения «красота рукотворная» и «красота нерукотворная»?
В окружающем нас мире, мы видим много красивого: храмы, дома, картины. Эта красота создана руками людей – архитекторов, строителей, художников. Мы слушаем музыку, ее сочинили композиторы. Все красивое, что создано руками людей, называется красотой рукотворной.
Но красивые цветы, яркое оперение птиц, золотую и серебряную чешую рыбок, лучи солнца и лазурь небес, пышной зеленой листвы и еще много-много красивого человек не может создать своими руками. Это нерукотворная красота.
С древних времен красоте на Руси доверяли, говорили: «Бог с человеками пребывает там, где есть красота». И когда в 10 веке встал вопрос перед русскими людьми, какую веру выбрать, остановились на Православии, так как их поразила красота православного храма, посетив который говорили: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле».
3. Работа с миниатюрой М.М.Пришвина
– Мы уже выяснили, что одно из значений слова «красота» трактуется как совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху. Именно о таком наслаждении, думаю, писал М.М.Пришвин в одной из своих миниатюр.
а) Чтение миниатюры. (Учитель)
Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко-близко, стал целиться…
И только бы стрельнуть…
Вдруг внутренний голос сказал ему: «Опусти ружье!» Стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, художник долго любовался, потом тихонечко пятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали страшной опасности…

б) Эмоциональная пауза
в) Беседа
– Так чем же любовался художник? (Красотой)
– Чем могут служить высказывания, записанные на доске? (Эпиграфами)
– С чем, прежде всего, связывают красоту французская писательница и русский художник слова? (С добром)
– Да, художник Борис Иванович был добрым человеком, поэтому ему представился случай увидеть красоту. – Как бы вы озаглавили миниатюру? (Пришвин назвал ее «Власть красоты»)
4. Работа с текстом В.А.Сухомлинского
а) Послушаем, что написал автор многочисленных новелл В.А.Сухомлинский
Чтение текста (ученик)
Красота – это радость твоей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой. И в твоем сердце расцветет человеческая красота.
б) Беседа
– Что прочитали? Текст. Докажите.
– Какова тема? О чем он?
– Какие слова помогают раскрыть тему, являясь ключевыми? (Красота, радость, изумление)
– Какой тип речи помогает автору так убедительно ответить на вопрос: Почему человек стал человеком? (Рассуждение)
– А элементы другого типа речи здесь не встретились? (Элементы описания)
– А какое это описание? (Художественное)
– Докажите
в) Выполнение заданий лингвистами-исследователями.
У каждого на парте указан номер варианта. В тетради для каждого варианта имеется свое задание. На выполнение этого задания отводится 2 – 2,5 минуты.
г) Проверка заданий, выполненных лингвистами-исследователями.
– Воздействуя на читателей и слушателей, какие картины рисует автор?
– Сколько их?
– Какая часть речи помогает автору в создании картин? (Имя существительное)
– Сколько существительных в тексте? (41)
– А всего сколько слов? (94)
– А какое существительное повторяется? Сколько раз? Почему? (Красота, 4, ключевое)
– Чтобы картины приобрели окраску, какую еще часть речи использует автор? (Имя прилагательное)
– Сколько в тексте имен прилагательных? (22)
– Мы видим, на 1 и 2 местах стоят имена, а какая часть речи идет за ними? (Глагол)
– Сколько их всего? (7)
– В каких наклонениях? (Изъявительное, повелительное)
– Назовите глагол в повелительном наклонении. (Остановись)
– В каком предложении по цели высказывания он находится? (Побудительном)
– А какие близкие по значению слова к нему можно подобрать? (Очутись, будь, будь во власти красоты)
– Скажите, одинаковую ли задачу ставили перед собой М.М.Пришвин и В.А.Сухомлинский?
– В.А.Сухомлинский ставил еще и воспитательную задачу. Его текст несет большую воспитательную силу. Текст написан в художественно-публицистическом стиле.
– А как вы понимаете выражение «человеческая красота»? С чем, по-вашему, она связана? (Добротой, человечностью)
– Какого человека вы называете красивым? (Обладающего не только внешней, но и внутренней красотой: чуткостью, добротой, отзывчивостью)
– Какова же идея текста? Чему учит? (Он учит видеть красоту, ценить ее, беречь, наслаждаться)
– С чем ассоциируется красота в этом тексте? Какова синтаксическая конструкция помогает подчеркнуть это? (С радостью, сущ. им.п. – сущ. им. п.)
Выводы:
Мы вели разговор о красоте природы, красоте человека, красоте его поступков. Но красота слова - самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филоло-гических знаний и филологического опыта. Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура, красота.

Блок урока «Музыка»

Задачи урока:
  • Обогащение духовного мира детей, воспитание гармонически развитой личности;
  • Развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного.
  • Расширение представления учащихся о взаимосвязи литературы, музыки и живописи.
1 фрагмент урока
После обсуждения литературной миниатюры М. Пришвина, музыкальным фоном которой является фрагмент балета «Лебединое озеро» композитора П.И.Чайковского, продолжает урок учитель музыки.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, что во время чтения рассказа звучала музыкальная иллюстрация. Я вам напомню тему. (Учитель играет музыкальный фрагмент).
Учитель: Вы узнали музыку, которая сейчас прозвучала?
Дети: Это балет «Лебединое озеро».
Учитель: Назовите композитора.
Дети: П.И.Чайковский.
Учитель: В рассказе М.Пришвина, охотника Бориса Ивановича остановила от выстрела красота, а в балете «Лебединое озеро» была подобная ситуация?
Дети: Да, принц Зигфрид охотился на диких лебедей, но когда он их увидел, плывущих по озеру, то не смог выстрелить.
Учитель: А что заставило Зигфрида опустить ружье?
Дети: Красота лебедей.
Учитель: Давайте посмотрим этот фрагмент балета. (Дети смотрят видеофрагмент)
Учитель: Ребята, как вы думаете, музыка фрагмента балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» больше передает эмоциональное состояние Зигфрида или это музыкальная картина волшебного озера с зеркальной гладью воды, по которой горделиво скользят белоснежные птицы? (Дети отвечают)
Учитель: Можно сказать, что именно красота увиденной картины лебединого озера всколыхнула самые глубокие чувства героя?
Дети: Да.
Учитель: А музыка передала эту красоту? (Дети отвечают)
II фрагмент урока
После обсуждения текста Сухомлинского о красоте человека, продолжает урок учитель музыки.
Учитель: Ребята, продолжите мысль: быть красивым – это значит быть…
Дети: Добрым.
Учитель: Совершенно верно. (Читает стихотворение)
Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может;
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.
Учитель: В какой песне встречаются эти замечательные слова?
Дети: «Песня о земной красоте». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.
Учитель: Давайте, мы сейчас ее исполним и попробуем передать красоту мелодии, ее выразительность, покажем все оттенки динамических красок, посредством которых раскрывается красота в музыке (Дети исполняют песню)
На экране триптих М. Чюрлёниса «Сказка. Путешествие королевны».
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Можно их назвать гимном красоте?
Дети: Да, можно. Они действительно красивы.
Учитель: Но какой красоты? Красоты, которая встречается в жизни, или особая красота, созданная фантазией художника, некая абстрактная картина – мечта, сказка?
Дети: Это необычная красота, которую не встретишь в жизни, полет фантазии художника.
Учитель: Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на стр., задание № ...
Внимательно вглядитесь в картины триптиха и ответьте на вопросы:
  1. Какой цвет преобладает в каждой картине?
  2. Какие образы запечатлены на картинах?
  3. Дайте свое название картинам.
Примерные ответы
В I и III картинах преобладает серый цвет, во II картине – оранжевый.
I – картинаГора, круг солнца на вершине, три фигуры, бредущие по дороге, по сторонам которой растут одуванчики. II – картинаПарящая гигантская птица, освещенный солнцем простор, беззащитный маленький ребенок с одуванчиком в руке. III – картинаКоролевна на фоне серебряного солнца и бескрайней глади воды. Большая птица, сидящая рядом.
Учитель: Не правда ли, эти картины таят в себе загадку. Центральная картина – метафора хрупкости жизни. Младенец и одуванчик – это призыв к защите живого. А птица – символ судьбыоберегающая своими крыльями беззащитного младенца. И не случайно эту птицу – судьбу мы видим и на третьей картине – как вестник далекого детства, живая связь времен. Эту картину – триптих литовский художник Микалоюс Константинос Чюрлёнис назвал «Сказка. Путешествие королевны».
«Я полечу в далекие миры, край вечной красоты».
Этой строчкой стихотворения, художник определяет содержание и композицию своих полотен.
Но М. Чюрлёнис не только рисовал картины, отражающие идеал мечты, но и его музыка удивительно созвучна его живописным полотнам. В творчестве художника воедино сплелись слово, музыка и живопись, единый сплав, обогащенный вечным стремлением...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1081

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340