Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование информационных технологий при обучении химии - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Использование информационных технологий при обучении химии


Автор(ы): Криницына Ираида Валерьевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Сформировать представление о строении вещества на основе знаний о типах кристаллических решеток, зависимости свойств твердых тел от кристаллических структур и видов химических связей, научить анализировать и объяснять свойства веществ на основе причинно-следственных связей. Применять знания в решении познавательных и практических задач. Углубить знания школьного курса по данной теме.
Основополагающий вопрос:Почему в мире много разных веществ?
Тематическое планирование:
№урока Тема урока Химический эксперимент Учебные цели и задачи Домашнее задание
1. Вещества аморфные и кристаллические. Лабораторный опыт №1 “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”.Демонстрация веществ с кристаллическим и аморфным строением. Знать понятия “вещества аморфные и кристаллические”, закрепить понятие видов химической связи.Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, определять вид химической связи, сравнивать физические свойства веществ, делать выводы о зависимости свойств веществ от состава и строения. Повторить виды химической связи.Творческие задания: “Выращивание кристаллов”, создание презентаций и буклетов по теме.
2. Виды кристаллических решеток. Лабораторный опыт №2 “Моделирование кристаллических решеток”. Знать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и виды кристаллических решеток.Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток. “Виды кристаллических решеток”, собрать модели кристаллических решеток веществ по выбору.
3. Зависимость свойств веществ от их строения. Групповая работа по заданиям учителя (лабораторный опыт).Демонстрация “Сравнение физических свойств йода и графита”. Знать зависимость физических свойств веществ от вида кристаллической решетки. Уметь прогнозировать физические свойства веществ в зависимости от строения. Подготовка к защите творческих работ.
4. Итоговый семинар по теме “Строение вещества”. Защита творческих работ. Контроль основных знаний и умений по теме.
Поурочное планирование.
Урок 1. Вещества аморфные и кристаллические.
Цель: Сформировать понятия “вещества аморфные и кристаллические” через проблемный эксперимент, используя анализ и сравнение физических свойств веществ, закрепить понятие видов химической связи.
Проблемный вопрос: Можно ли из соли сварить сироп для варенья?
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, спички, держатель, штатив для пробирок, соль, сахар (кристаллические), полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос.
Ход урока
1. Постановка проблемного вопроса и пути его решения.
  1. Опираясь на ранее известные факты количества химических элементов (117), неорганических и органических веществ (более 10млн.) учащиеся формулируют предполагаемый основополагающий вопрос: “Почему в мире так много разных веществ?”
  2. Обсуждение основополагающего вопроса (предполагаемые причины многообразия веществ и их свойств, можно записать на доске или в тетрадь).
  3. Учитель предлагает объекты изучения свойств на примере веществ из повседневной жизни (соль, сахар) и формулирует проблемный вопрос: “Можно ли из соли сварить сироп для варенья?”
  4. Выдвижение гипотез учащихся:
    1) Да, но варенье будет соленым.
    2) Нет, т.к. варенье не бывает соленым.
2. Лабораторный опыт по проверке гипотез.
1)Выполнение лабораторного опыта “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”.
Ход работы:
  1. Изучи рецепты варки варенья, предложенные учителем.
  2. Приготовь сироп из соли путем нагревания.
  3. Приготовь сироп из сахара путем нагревания.
  4. Запиши результаты в таблицу 1(в тетради)
Вещество Наблюдения
Сахар (C12H22O11)
Соль (NaCl)
Сравни результаты, сделай выводы.
2) Учащиеся формулируют выводы:
а) Сироп для варенья из соли сварить нельзя, а из сахара можно, т.к. в данных условиях сахар расплавился, а соль – нет.
б) Можно сделать вывод, что соль и сахар имеют разные физические свойства, например, температуры плавления.
3) В результате полученных выводов учащиеся должны сформулировать новую гипотезу, ответив на вопрос: “Почему свойства соли и сахара разные?”
Гипотезы:
  1. Свойства соли и сахара разные, т.к. имеют разный состав.
  2. Свойства соли и сахара разные, потому что у них могут быть разные виды химической связи и разное строение.
3. Проверка гипотез и дополнение таблицы 1( в тетради и на доске).
Вещество Наблюдения Виды химической связи Схема
Сахар (C12H22O11) ковалентная
Соль (NaCl) ионная
4. Учащиеся делают вывод о взаимосвязи свойств веществ и их строения.
5. Учитель сообщает новые сведения о строении твердых веществ, опираясь на графическое изображение структур [4] кристаллических и аморфных веществ, и формулирует основные понятия темы.
6. Демонстрация веществ кристаллического и аморфного строения (соль, сахар, полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос). Задание на закрепление понятий: во время демонстрации учащиеся самостоятельно распределяют демонстрируемые вещества на аморфные и кристаллические.
7. Домашнее задание: Повторить виды химической связи. Творческие задания: “Выращивание кристаллов” (методика раздается желающим учащимся)[4], создание презентаций и буклетов по теме.
Урок 2. Виды кристаллических решеток.
Цель:
  1. Сформировать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и “виды кристаллических решеток”.
  2. Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток.
Оборудование: пластилин, спички, шаростержневые модели решеток, видеофрагменты презентаций.
Ход урока
  1. Опираясь на знания предыдущего урока и анализируя данные таблицы, формулируем проблему: “Почему кристаллические вещества соль и сахар заметно отличаются по физическим свойствам?”
  2. Учащиеся выдвигают предположение, что кристаллы этих веществ состоят из разных частиц.
  3. Учитель формирует понятия: “кристаллическая решетка”, “узлы кристаллических решеток”, “виды кристаллических решеток”, опираясь на видеофрагменты[10] или схемы[4]), шаростержневые...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1893

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340