Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Использование информационных технологий при обучении химии
Автор(ы): Криницына Ираида Валерьевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Сформировать представление о строении вещества на основе знаний о типах кристаллических решеток, зависимости свойств твердых тел от кристаллических структур и видов химических связей, научить анализировать и объяснять свойства веществ на основе причинно-следственных связей. Применять знания в решении познавательных и практических задач. Углубить знания школьного курса по данной теме. Основополагающий вопрос:Почему в мире много разных веществ? Тематическое планирование: №урока | Тема урока | Химический эксперимент | Учебные цели и задачи | Домашнее задание | 1. | Вещества аморфные и кристаллические. | Лабораторный опыт №1 “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”.Демонстрация веществ с кристаллическим и аморфным строением. | Знать понятия “вещества аморфные и кристаллические”, закрепить понятие видов химической связи.Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, определять вид химической связи, сравнивать физические свойства веществ, делать выводы о зависимости свойств веществ от состава и строения. | Повторить виды химической связи.Творческие задания: “Выращивание кристаллов”, создание презентаций и буклетов по теме. | 2. | Виды кристаллических решеток. | Лабораторный опыт №2 “Моделирование кристаллических решеток”. | Знать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и виды кристаллических решеток.Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток. | “Виды кристаллических решеток”, собрать модели кристаллических решеток веществ по выбору. | 3. | Зависимость свойств веществ от их строения. | Групповая работа по заданиям учителя (лабораторный опыт).Демонстрация “Сравнение физических свойств йода и графита”. | Знать зависимость физических свойств веществ от вида кристаллической решетки. Уметь прогнозировать физические свойства веществ в зависимости от строения. | Подготовка к защите творческих работ. | 4. | Итоговый семинар по теме “Строение вещества”. | Защита творческих работ. | Контроль основных знаний и умений по теме. | | Поурочное планирование. Урок 1. Вещества аморфные и кристаллические. Цель: Сформировать понятия “вещества аморфные и кристаллические” через проблемный эксперимент, используя анализ и сравнение физических свойств веществ, закрепить понятие видов химической связи. Проблемный вопрос: Можно ли из соли сварить сироп для варенья? Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, спички, держатель, штатив для пробирок, соль, сахар (кристаллические), полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос. Ход урока 1. Постановка проблемного вопроса и пути его решения. - Опираясь на ранее известные факты количества химических элементов (117), неорганических и органических веществ (более 10млн.) учащиеся формулируют предполагаемый основополагающий вопрос: “Почему в мире так много разных веществ?”
- Обсуждение основополагающего вопроса (предполагаемые причины многообразия веществ и их свойств, можно записать на доске или в тетрадь).
- Учитель предлагает объекты изучения свойств на примере веществ из повседневной жизни (соль, сахар) и формулирует проблемный вопрос: “Можно ли из соли сварить сироп для варенья?”
- Выдвижение гипотез учащихся:
1) Да, но варенье будет соленым. 2) Нет, т.к. варенье не бывает соленым. 2. Лабораторный опыт по проверке гипотез. 1)Выполнение лабораторного опыта “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”. Ход работы: - Изучи рецепты варки варенья, предложенные учителем.
- Приготовь сироп из соли путем нагревания.
- Приготовь сироп из сахара путем нагревания.
- Запиши результаты в таблицу 1(в тетради)
Вещество | Наблюдения | Сахар (C12H22O11) | | Соль (NaCl) | | Сравни результаты, сделай выводы. 2) Учащиеся формулируют выводы: а) Сироп для варенья из соли сварить нельзя, а из сахара можно, т.к. в данных условиях сахар расплавился, а соль – нет. б) Можно сделать вывод, что соль и сахар имеют разные физические свойства, например, температуры плавления. 3) В результате полученных выводов учащиеся должны сформулировать новую гипотезу, ответив на вопрос: “Почему свойства соли и сахара разные?” Гипотезы: Свойства соли и сахара разные, т.к. имеют разный состав. Свойства соли и сахара разные, потому что у них могут быть разные виды химической связи и разное строение. 3. Проверка гипотез и дополнение таблицы 1( в тетради и на доске). Вещество | Наблюдения | Виды химической связи | Схема | Сахар (C12H22O11) | | ковалентная | | Соль (NaCl) | | ионная | | 4. Учащиеся делают вывод о взаимосвязи свойств веществ и их строения. 5. Учитель сообщает новые сведения о строении твердых веществ, опираясь на графическое изображение структур [4] кристаллических и аморфных веществ, и формулирует основные понятия темы. 6. Демонстрация веществ кристаллического и аморфного строения (соль, сахар, полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос). Задание на закрепление понятий: во время демонстрации учащиеся самостоятельно распределяют демонстрируемые вещества на аморфные и кристаллические. 7. Домашнее задание: Повторить виды химической связи. Творческие задания: “Выращивание кристаллов” (методика раздается желающим учащимся)[4], создание презентаций и буклетов по теме. Урок 2. Виды кристаллических решеток. Цель: - Сформировать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и “виды кристаллических решеток”.
- Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток.
Оборудование: пластилин, спички, шаростержневые модели решеток, видеофрагменты презентаций. Ход урока - Опираясь на знания предыдущего урока и анализируя данные таблицы, формулируем проблему: “Почему кристаллические вещества соль и сахар заметно отличаются по физическим свойствам?”
- Учащиеся выдвигают предположение, что кристаллы этих веществ состоят из разных частиц.
- Учитель формирует понятия: “кристаллическая решетка”, “узлы кристаллических решеток”, “виды кристаллических решеток”, опираясь на видеофрагменты[10] или схемы[4]), шаростержневые...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1893
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|