Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Интегрированный урок. Русский язык + информатика по теме: Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм
Автор(ы): Кравцова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов; Сивцова Ирина Геннадиевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий. Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся. Интегрированный урок русского языка и информатики построен по принципу горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию. Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать проверочные слова трех видов орфограмм с помощью алгоритма, осуществлять самоконтроль. Перед проведением урока формируется 4 группы по уровню подготовки учащихся. На уроке учащиеся сидят по группам. Каждый ученик имеет свой номер группы (1,2,3,4) в которой он работает и пакет с заданиями различного уровня сложности. На компьютерах установлена тестирующая программа с заданиями, которые предстоит выполнить каждому ученику. В ходе урока учащиеся приглашаются к компьютерам по группам, начиная первой (самой сильной). С ними работает учитель информатики. Дети выполняют тестовые задания и по результатам своих ответов узнают оценку, причем, компьютер выставляет не только традиционную школьную оценку, но и показывает процентное соотношение правильных и неправильных ответов, так как в заданиях могут быть несколько правильных ответов. А учитель начальных классов работает со второй группой. Третья и четвертая группы самостоятельно работают с пакетами заданий. Затем группы меняются видами деятельности, а учитель начальных классов работает с третьей группой, потом с четвертой. Учащиеся комментируют виды используемых алгоритмов, которые были составлены ими с помощью учителя информатики на предыдущих уроках информатики, осуществляют проверку выполненных заданий. Каждый учащийся в ходе урока получает три оценки: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика). Тема урока: Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм. Цели урока: Образовательная: закрепить понятия алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритма, совершенствовать навыки формального исполнения алгоритма, грамотного письма, умения использования алгоритмов при проверке трех видов орфограмм; Развивающая: формировать представление у учащихся о том, что алгоритмы используются при решении любой задачи или проблемы, развивать логическое мышление учащихся через использование субъективного опыта, развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса; Воспитательная: связать русский язык с информатикой, развивать познавательный интерес к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, формировать коммуникативную культуру. Оборудование: компьютеры, индивидуальный пакет с заданиями, на доске прикреплены слова: ЧЕС…НЫЙ, ЗАГА…КА, Л…ВУШКА, набор букв, для выполнения задания. Программное обеспечение: тестовая программа HiperTest. Формы организации на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая. Ход урока: 1. Организационный. Приветствие, объявление темы и целей урока. 2. Актуализация имеющихся знаний. Учитель информатики: Начиная с первого класса, мы с вами учимся размышлять, планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно, т. е. действовать согласно алгоритму. А что же такое алгоритм? Ученик: Четкая последовательность действий, приводящая от исходных данных к результату. Учитель информатики: Что отличает понятие “алгоритм” от понятий “информация”, “исполнитель”? Ученик: Свойства. Учитель информатики: Кто такой исполнитель? Ученик: Тот, кто может исполнить данный алгоритм. Учитель информатики: Какими свойствами должен обладать алгоритм? Ученик: Точный и понятный исполнителю. Учитель информатики: Какие бывают алгоритмы? Ученик: Циклический, разветвлённый, линейный. Учитель информатики: Какие способы записи алгоритма вам известны? Ученик: Графический, псевдокодовый, словесный, программный. Учитель информатики: Посмотрите на карточки с алгоритмами. Каким способом записан этот алгоритм? Почему вы так решили? Ученик: Графический. Алгоритм записан с помощью геометрических фигур. Учитель информатики: Какой это вид алгоритма? Почему вы так считаете? Ученик: Циклический, так как есть повторяющиеся действия. Учитель начальных классов (НК) предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЧЕС…НЫЙ. (Алгоритм проверки непроизносимых согласных) Дети рассказывают, что надо делать по порядку. Учитель НК: Когда же звук станет произносимым? Ученик: В сильной позиции. Честь, бесчестие. Учитель НК: Все ли однокоренные слова будут проверочными? Ученик: Нет. Учитель НК: Что делать, если звук не появился при подборе однокоренных слов? Ученик: Это слово надо запомнить. Учитель НК: Назвать слова, которые надо запомнить. Ученик: Чувство, лестница, праздничный, праздник. Учитель НК предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЗАГА…КА. (Алгоритм проверки парных согласных в корне слова.) Дети рассказывают, что надо делать по порядку. Учитель НК: Почему возникает необходимость проверки? Ученик: Звук в слабой позиции, перед согласным. Учитель НК: Что означает изменить форму слова? Ученик: Изменить окончание. Учитель НК: Всегда ли нам это подходит? Ученик: Нет. Учитель НК: Самое главное, что должно быть в проверочном слове? Ученик: Загадать. После согласного должен стоять гласный, буква “д” обозначает звук [д], значит пишем: загадка. Учитель НК предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова Л…ВУШКА. Ученик: Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. Учитель НК: В чём состоит особенность проверки безударных гласных? Ученик: Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук становится ударным. - Все ли однокоренные слова могут быть проверочными? Ученик: Ловит, ловля. Нет. Учитель НК: Как действовать, если в корне два безударных гласных звука? Ученик: Проверить сначала один звук, затем другой. Учитель НК: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы писали, мы читали, и, конечно же, устали. Дружно все тихонько встали, Мышцы все свои размяли. Поднимает руки класс – это “раз”, Повернулась голова – это “два”, Руки вниз, вперед смотри – это “три”, Руки в стороны пошире развернули на “четыре”, С силой их к плечам прижать – это “пять”. Всем ребятам тихо сесть – это “шесть”. 3. Работа по группам. Группа l работает на компьютерах, выполняет тест. Группы 2, 3 выполняют задания на листе № 4. Группа 4 выполняет задание № 5 (работа с текстом). В ходе урока учитель обсуждает зада...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2569
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|