Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Уроки Добра - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Уроки Добра


Автор(ы): Пискунова Валентина Яковлевна, воспитатель; Стельмах Галина Яковлевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“…хорошее воспитание – такое, у которого есть и хорошие стороны, причём хороших должно быть больше, чем плохих. Но мы, взрослые, вполне в состоянии со спокойной совестью взять на себя ответственность за то и другое…”
Гельмут Фигдор.
Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию у них характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые ребёнок получает в первые годы жизни, оказываются наиболее глубокими.
Из практики работы стало заметно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если выражают их, то в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. К сожалению, достаточно часто страдают дети с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, обеднённой эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьёй.
Занимаясь с такими детьми, мы ставим перед собой ряд важных задач:
  • раскрывать сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;
  • знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
  • учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его к конкретной ситуации;
  • учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности и др.).
Каждое занятие заканчиваем прослушиванием приятной музыки или исполнением весёлых детских песен. Тематика занятий может быть расширена и дополнена - в зависимости от проблем конкретных детей.
Овладение психологической азбукой поможет ребёнку понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развивать в себе такие важные качества, как сочувствие и сопереживание, укрепить нравственные ориентиры.
В процессе работы мы поняли, что ребёнку нужна только наша любовь и принятие его таким, какой он есть. И он раскроется, как цветок, и потянется к вам, впитывая всё доброе и светлое, что мы ему несём.
Мы увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях, смелость в достижении цели. Мимика детей стала более выразительной и пластичной, они смело вступали в дискуссии, а самое главное – это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя. Посмотреть на себя как бы со стороны.

Мальчик-звезда

Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий

Цели:
  • подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
  • воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
  • учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
  • учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
  • учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
  • закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;
  • предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для упражнения детей в добрых поступках.
Материал к занятию:
  • портрет нищенки-матери;
  • портрет мальчика-звезды;
  • картонные сердечки, ярко оформленные;
  • две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.
Предварительная работа:
  • чтение сказки Оскара Уайта “Мальчик-звезда”;
  • работа с пословицами (добро - зло).
Ход занятия
Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)
Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)
Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.
Мы с вами читали сказку “мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.
Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.
Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
Нужно видеть смятение детей.
Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
Воспитатель читает сказку дальше.
- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)
Игра 1. “Вежливые слова”
Я начинаю фразу, а вы продолжаете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
- Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
- Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания.)
А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Игра 2. “Добро” и “Зло”
1.1. Занятие начинается со звучания весёлой музыки. Детям предлагается определить характер и эмоции, которые они испытывали во время её прослушивания. Затем детям предлагается послушать ещё один отрывок музыкального произведения противоположного характера – “сердитый”. Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся.
Взрослый отмечает, что “настроение” музыки, так же как и у человека, бывает разным.
- Опишите настроение музыки.
- Что вы чувствовали, когда слушали весёлую (“сердитую”) музыку?
- какая музыка вам больше понравилась? Почему?
1.2. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой.
В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников”.
Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).
1.3. Беседа о добрых и злых людях
- Кого называют добрым? Кого называют злым?
- Как ведут себя добрые люди?
- Как ведут себя злые люди?
- Кого из своих родных или знакомых вы может назвать добрыми людьми? Почему?
- Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.
- Почему они злые?
Просмотр фрагмента мультфильма “Приключение кота Леопольда”. (Доктор предлагает выпить таблетку “озверина”, чтобы тот смог “усмирить” несносных мышат.)
Обсуждение просмотра мультфильма:
- Что случилось с добрым котом Леопольдом?
- Как вёл себя Леопольд во время действия “озверина”?
- Почему доктор предложил ему выпить “озверин”?<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1970

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340