Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Высшая мера (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков) - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Высшая мера (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков)


Автор(ы): Бикиева Зульфира Абдулхаковна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи мероприятия:
  • Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни.
  • Ликвидировать безграмотность подростков и родителей в вопросах сохранения здоровья.
  • Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.
  • Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей.
  • Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе.
Оборудование:
1) Кодоскоп (на плёнках информация о суицидах, статистические данные о суицидах).
2) Магнитофон.
Песня “Родительский дом”.
Бетховен “Лунная соната”.
3) Тематические плакаты.
Литература:
  1. А. Лиханов “Высшая мера” повесть.
  2. Ч. Айтматов “Белый пароход” повесть.
  3. Журнал “Учитель Башкортостана” № 12-2002 г.
  4. “Профилактика суицида несовершеннолетних” статья зам. министра здравоохранения РБ, Р. М. Масагутов “Девочка протестует…”.
Ход родительского собрания:
1) Вступительное слово ведущего (учителя).
2) Выступление врача-психиатра.
3) Информация к размышлению – медстатист.
4) Выступление социального педагога.
5) Выступления учащихся 11 классов.
(Чтение отрывков из литературных произведений.)
6) Заключительное слово ведущего.
Ведущий. Уважаемые гости! Уважаемые юноши и девушки, сегодня мы собрались в этом зале, для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. На этот серьёзный разговор мы пригласили специалистов: это врач-психиатор, медстатист, социальный педагог, а помогать вести этот трудный разговор будут учащиеся 11 класса и я – Бикиева З.А. – классный руководитель 11 класса – ведущая.
Лев Толстой утверждал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и своё сердце столько впечатлений, столько важных нравственных истин, сколько не
вбирает за все остальные годы, поэтому так важна эта изначальная пора бытия человеческого без фальши.
Уроки порядочности, бескорыстия, бесстрашия щедро дарят взрослые: родители, бабушки, учителя. Мы взрослые должны пробуждать духовность, способность преодолевать тяготы жизни, учить преодолевать трудности.
Мир старших и мир молодых, как и в реальной жизни нерасторжим. Подросткам не терпится стать взрослыми, но конечно, не о морщинках и сединах грезят они, а мечтают вложить свои силы в настоящие дела, т.е. включиться в сложные жизненные события, которыми живут матери и отцы. Капитанами кораблей юности являемся мы – взрослые, а это значит от нас зависит сядет ли иной из этих кораблей на мель, или отправятся они в большое плавание – по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите. Своим примером мы должны с ранней поры убеждать, что добро остаётся от добрых, чтоб жить нетленно в бьющихся сердцах: а зло и подлость, не найдя опоры, навеки сгинут и сотрутся в прах! Не забывайте об этом!
Далее ученик читает стихи башкирской поэтессы Зайнаб Биишевой “Завет отца”
Завет отца.
Лишь истинным мужчинам по плечу.
Жизнь коротка. За благами и славой
Не рвись, мой сын. Беги от суеты.
Не пей хвалу из чаши, где отрава,
Без дрожи в сердце брань приемли ты.
В работе утверждай себя. Старайся
Творить добро, как будто этот день –
Последний день твой…Пусть оно украсит
Судьбу твою – добром её одень!
Люби родную землю. Пламя жизни
Она в тебя вдохнула – не забудь!
Земля родная – мать тебе, Отчизна,
Жизнь за неё отдать готовым будь.
“Чем быть султаном на чужбине, лучше
Простым быть смертным на земле родной”.
Так говорили предки… В зной и стужу
Земля родная – верный светоч твой.
Не обижай младенцев. С уваженьем
К родителям и старшим относись.
Ты матери обязан и рожденьем,
И тем, что право получил на жизнь.
В ничьё чужое не входи обличье,
Не мысли, не живи чужим умом,
Со слов других не щебечи по – птичьи,
Самим собою будь всегда во всём.
Пред сильным шапку не ломай, готовый
В бессилии колени преклонить
И слабый пусть не вызывает повод
Тебе своё всесилие явить.
Злословье, козни, сплетни и наветы –
Удел порочных.…Будь от них далёк.
Когда душа насквозь лучится светом,
Тебя оценят люди – будет срок.
Не всё это злато, что блестит. Не может
Звезда любая путеводной быть.
Чем тяжелей победа, тем дороже.
Чем глубже жемчуг, тем трудней добыть.
Не возносись. Но голову высоко
Держи в минуты счастья и беды.
И коль паришь – парт, как гордый сокол,
А упадёшь – сумей подняться ты!
Ведущий. Спасибо! Приглашаем к разговору врача-психиатра.
Врач-психиатор. Мы взрослые особо заботливо должны относиться к весенней поре человечества, которая называется детством.
Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.
Статистика нашей республики обращает внимание на то, что идёт рост суицида среди молодёжи. В сравнении с 2000 годом процент суицидов среди уч-ся школ, учреждений начального среднего профессионального образования, ВУЗов увеличился с 22 до 38,3%.
Одной из социальных причин суицида у детей - это школьная дезадаптация. Речь идёт о стойкой неуспеваемости и нарушения поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей значительной части детей требованиям школьного обучения. Причинами являются нарушения психического развития, наличие соматической патологии социально-педагогическая запущенность и другие факторы. Сегодня я здесь не один присутствует мой коллега – мед.статист. Я передаю ему слово.
Информация к размышлению
(Данные мед.статиста проецируются на экран кодоскопом под звуки хронометра.)
  1. По данным РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раз.
  2. 20% суицидных попыток совершают дети и подростки.
  3. В РБ за 6 месяцев 2001 года зарегистрировано 249 самоубийств среди несовершеннолетних.
  4. 18,5% самоубийств приходится на детей в возрасте 10-14 лет.
  5. 36% суицидальных попыток отмечается у девушек 15-17 лет.
(Далее звучит музыка Бетховена “Лунная Соната”, ученик читает легенду о Данко)
Приложение 1
Ведущий: Уважаемые ребята! Счастлив тот, у кого, есть свой Данко, который? жертвуя своим сердцем и жизнью? указывает путь в дремучем лесу жизни, ведёт нас по жизни - это наши родители! Семья это значит меня 7! Почему эта ячейка общества – семья у всех разная. Кому-то она даёт душевное тепло, материальное благополучие, а кого-то делает сиротой.
Воспитывает юного человека вся сумма слагаемых жизни – школа, двор, книги, телевидение, но большую часть времени ребёнок проводит в семье. Отношения, возникающие там, во многом определяют его настроение, взгляды, будущую судьбу. Хорошо, когда царят взаимное уважение, искренность между детьми и взрослыми. Что может прекрасней родного дома, дома где тебя всегда ждут, дома где тебя любят и понимают.
Музыкальная пауза.
(Звучит песня “Родительский дом”)
Далее слово предоставляется социальному педагогу.
Социальный педагог: Семейные обстоятельства. Каковы они у нас? у вас? Обстоятельства разные, непростые. Статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас взрослых проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным!
Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага, А ещё страшней жить под семейной крышей и не ощущать внутренней близости самых родных, незаменимых, единственных на свете людей: матери и отца. К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашей школе обучается 740 учащихся, из них 240 учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов в РБ представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей). В последнее время отмечается рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя. Очень тревожная информация по этому поводу в нашей Республике Башкортостан.
Информация к размышлению.
  1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
  2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
  3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.
  4. Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Ведущий. Как бы не жил человек, чтобы он не делал, взрослым надо всегда помнить, что на его жизнь смотрят глаза ребёнка, человек продолжающий нас. Совесть или её отсутствие, это мерило нравственности. Речь идёт о душе или бездушие – важна нравственная цель семьи. В нашем обществе есть статистика образования семьи, её разводов, но можно ли подсчитать распад человеческих отношений, число опустошенных детских душ при разводах? А ведь внутреннее отчуждение и эгоизм опасней формального разрыва. У нас в России и в нашей Республике число распавшихся семей, значительно превышает число образовавшихся семей. В последние годы стало модным образовывать гражданские браки, а это означает что никто из двоих не будут нести ответственность за ребёнка.
В зале гаснут огни, 2 ученика читают по ролям, отрывок из произведения Ч.Айтматова “Белый пароход”.
1 ученик. У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шёл восьмой.
2 ученик. Так начинается повесть Ч.Айтматова “После сказки” или Белый пароход. Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведёнными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца.
1 ученик. Маленький человек не мог перенести предательства близкого единственного человека – деда Мамута однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака. Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик!
2 ученик. Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил - “Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой”.
1 ученик. Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 6984

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340