Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему Синтаксис и пунктуация - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему Синтаксис и пунктуация


Автор(ы): Смирнова Ольга Васильевна, учитель русского языка и лит-ры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: раскрыть значение терминов синтаксис, пунктуация,грамматическая связь, словосочетание, предложение.
Задачи: вспомнить уже пройденный в начальной школе материал по теме “Синтаксис и пунктуация”, мотивация на дальнейшее более глубокое изучение данного материала.
Оборудование: на доске развешаны плакаты с определениями, на партах у каждого ученика лежат карточки с заданиями.
Помощники: 3 ученика, разыгрывающие сценку.
Ход урока
1. Начинаем с определения - синтаксис.
Обращаю внимание учеников на плакат с определением.
Синтаксис.
Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Как вы поняли, нам придется что-то сочетать, выстраивать в определенном порядке.
Сценка 5-7 минут.
В класс вбегают 3 ученика (работа с ними проведена заранее). У каждого на груди висит табличка с определенным словом.
Уч-ль: Кто вы?
Слова: Мы - Слова.
Уч-ль: Вы чем-то расстроены?
Сл.: Да. Ребята, помогите нам! Скажите, для чего нужны слова?
Уч-ль: Чтобы общаться.
Сл.: Но, наверное, недостаточно знать,что обозначает каждое слово в отдельности.Нужно иметь еще кое что. Что?
Ученики: Соединять слова.
Сл.: Правильно. Но вот беда,мы забыли, как построить предложение. Даже словосочетание не можем образовать! Помогите нам!
А кстати, вы знаете, что такое словосочетание?
Ученики: Сочетание слов.
Учитель: Идите сюда Яркий и Листва.
- Ребята, листва может быть яркой?
Ученики: Да.
Уч-ль: Значит, по смыслу эти слова связать можно.
Но чего-то все-таки не хватает.
Чего же?
Наверное, того, что называют грамматической связью.
Уч-ль: А как же правильно сказать?
Уч-ки: Яркая листва.
Молодцы!
Итак, давайте еще раз скажем, что называется словосочетанием.
Еще раз проговариваем определение:
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
А как же быть со словом Опадает?
Ученики: Прибавим к остальным - получится предложение – Опадают яркие листья.
Так что же изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС.
Даем определение и записываем его в тетрадь.
Задание.
- Вам дан перечень, найдите в нем предложения и словосочетания.
- Чем они отличаются?
- Сколько получилось предложений и словосочетаний?
- Что осталось неподчеркнутым?
Запомните, что главные члены предложения (грамматическая основа) не являются словосочетанием.
Выписываем предложение, состоящее из одного слова, доказываем, что он является предложением.
Еще раз обращаем внимание учеников на различия между словосочетаниями и предложениями.
2. Упр.№338.
Прочитайте текст.Какую мысль доказывает автор?(К упражнению учениками старших классов была нарисована иллюстрация и представлена пятиклассникам для обсуждения.
“Казнить нельзя помиловать”).
- Уч-ки: Нужно уметь правильно расставлять знаки препинания.
- Уч-ль: Известно, что слово пунктуация с латинского переводится как “точка”.
Значит делаем вывод, что пунктуация – раздел науки о языке,который изучает правила употребления знаков препинания.
Выполним упр.№339.
- Сначала вместе устно: читаем, разделяем на предложения.
- Самостоятельно списывают, подчеркивают главные члены предложения.
- Вместе проверяем,отвечаем на вопросы.
3. Рассказ учителя о происхождении некоторых знаков препинания.
(Во время рассказа предложите детям расслабиться, откинуться на спинку стула.)
Из истории знаков препинания.
  • Пунктуация появилась намного позже,чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.
  • Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
  • Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
  • В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.
  • К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многото...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3617

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340